Паспорт старшей группы Группу посещают 22 человека Мальчиков - 12 Девочек – 9 Заведующий: Витюгова Лариса Николаевна Воспитатели старшей группы: Шамкаева Татьяна Анатольевна Куксенкова Наталья Владимировна Помощник воспитателя: Каримова Екатерина Владимировна Музыкальный руководитель: Мартынова Мария Сергеевна Инструктор по физической культуре: Валиева Инна Маратовна Учитель-логопед: Гашко Светлана Анатольевна Педагог-психолог: Елисеева Ирина Павловна Мы позаботились о том, чтобы ваш ребенок стал самостоятельным, общительным, любознательным, всесторонне развитым. Каждому ребенку от природы дано быть умным, здоровым и счастливым человеком. Задача взрослых помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его познать окружающий мир. У нас он будет общаться, играть, рисовать, танцевать, научится писать, строить и многое другое. В группе все устроено для ребенка. Малыш найдет и познает много удивительного, играя, станет большим и самостоятельным. Состав старшей группы. № Фамилия Имя Отчество Дата рождения п/п 1 Алексеев Алексей Юрьевич 11.03.2018 2 Бикиев Роман Радисович 06.12.2017 3 Вафин Руслан Рафаилович 26.02.2018 4 Варнаков Данил Дмитриевич 03.04.2018 5 Гагарина Мелания Александровна 31.03.2018 6 Дюканова Алиса Александровна 14.03.2018 7 Жуков Александр Сергеевич 31.10.2017 8 Зюбина Алиса Андреевна 14.02.2018 9 Исаев Евгений Сергеевич 11.12.2017 10 Катьянов Лев Александрович 16.12.2017 11 Ковалёва Стефания Дмитриевна 12.11.2017 12 Кропочев Василий Антонович 26.11.2017 13 Кулагин Артём Евгеньевич 30.01.2018 14 Лошкарева Екатерина Сергеевна 05.01.2018 15 Миронова Вероника Антоновна 22.12.2017 16 Мухамадеев Марсель Александрович 10.03.2018 17 Муктаров Зубайр Данёрбекович 27.05.2018 18 Сапарова Ясмин Наилевна 09.09.2018 19 Тамошин Илья Игоревич 11.07.2018 20 Томилова Кира Дмитриевна 11.07.2018 21 Фуркат уулу Абдулах Азизбекович 26.05.2018 22 Шарова Вероника Алексеевна 15.03.2018 Возрастные особенности психофизического развития детей 5-6 лет (старшая группа) Развитие личности ребенка 5-6 лет Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение. Дети не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения, и обязательности их выполнения. Происходят существенные изменения в представлении ребенка о самом себе, о своем Я. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает и начинают появляться представления какими качествами ребенок хочет обладать, каким бы он хотел стать. То есть дети начинают понимать категории желательных и нежелательных чертах, и особенностях. Но поскольку этот процесс только начинается, ребенок не имеет отдельно взятого представления о том, каким он должен быть, поэтому он обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или знакомых людей. Эта важное новообразование в личности ребенка является началом появления учебной мотивации. То есть, учиться ребенка побуждает не столько интерес к дисциплинам, сколько желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим», особенно по сравнению со сверстниками. К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении. Именно в этом возрасте сверстник приобретает очень серьезное значение для ребенка. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Происходит разделение детей на более заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся популярностью в детской среде. При оценке поступков сверстников дети часто категоричны и требовательны, при этом в отношении собственного поведения, как правило, более снисходительны и недостаточно объективны. Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей. К 5-6 годам ребенок приобретает понимание системы первичной половой идентичности, то есть он отчетливо представляет качества, которыми обладают мужчина и женщина, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии. И как следствие, при выборе в общении сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого. Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети активно интересуются окружающим социальным и природным миром, необычными событиями и фактами. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. К 5 годам детей можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно делают маленькие «открытия». А также дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Общение ребенка 5-6 лет. Начинает проявляться избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Так, предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным, то есть темы разговоров вращаются не только про настоящее (здесь и сейчас), но и о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Это становится возможным благодаря: интенсивному развитию речи и наличию произвольности в действиях, то есть дети могут без помощи взрослого налаживать общение и организовывать игру. В игре со сверстниками важное значение принимает совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения непонимания во время игры дети пытаются объяснить партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При этом часто согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создать игровое пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли. При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не ослабевает. Дети активно стараются привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор, поделиться своими новыми знаниями, впечатлениями, суждениями. И только равноправное общение с взрослым может поднять мнение ребенка о себе и помочь почувствовать свое важность и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития. Развитие психических процессов в 5-6 лет. Восприятие. Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов. Внимание. Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению и переключению. То есть, ребенок способен выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7. Память. К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образнозрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов. Мышление. В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений. Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака. Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чемулибо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое. Понятие времени ещё не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается не точная ориентация во временах года, днях недели, при этом лучше запоминаются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны эмоционально окрашенные события. Воображение. Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок. Речь. Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством. Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы. Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали. Характеристика возрастных особенностей детей от 5-6лет. ВНИМАНИЕ: • - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию; • - находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания; ПАМЯТЬ: • - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут; • - рассказывать наизусть несколько стихотворений; • - пересказать близко к тексту прочитанное произведение; МЫШЛЕНИЕ: • - определять последовательность событий; • - складывать разрезанную картинку из 9 частей; • - находить и объяснять несоответствия на рисунках; • - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями; • - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор. МАТЕМАТИКА • Счет в пределах 10, знакомство с цифрами. • Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?» • Уравнивает неравные группы предметов двумя способами. • Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения. • Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. • Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур. • Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. • Называет текущий день недели. РАЗВИТИЕ РЕЧИ • Имеет достаточно богатый словарный запас. • Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение. • Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. • Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова. ПОЗНАНИЕ • Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту. • Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. • Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес. • Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года. • Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений. • Бережно относится к природе. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ • Знает стихотворения, считалки, загадки. • Называет жанр произведения. • Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. • Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы. Развивающая предметно-пространственная среда. Помещение Вид деятельности, процесс Оснащение Спальня Дневной сон Гимнастика после * Спальная мебель «Уголок уединения», уголок овз сна Приемная Информационно – * Информационный уголок Информационные просветительская стенды для взрослых: «Уголок творчества» работа с родителями (постоянно обновляющаяся выставка Самообслуживание достижений детей в разных областях); «Пока мама на работе» (постоянно обновляющаяся фотовыставка о жизни в группе); «Айболит советует» (информация о лечебнопрофилактических мероприятиях, проводимых в группе и детском саду); информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы и рекомендации специалистов, объявления. *Выставки детского творчества * Наглядно – информационный материал *Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности, скамейки. Групповая * Сенсорное комната развитие * Развитие речи * Ознакомление с Общее – *Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения окружающим *Дидактические материалы по сенсорике, миром математике, развитию речи * Географическая карта * Ознакомление с художественной литературой и * Муляжи овощей и фруктов * Календарь погоды художественно – * Плакаты и наборы дидактических наглядных прикладным материалов с изображением животных, птиц, творчеством насекомых, обитателей морей, рептилий * Развитие *Магнитофон, аудиозаписи элементарных * Детская мебель для практической математических деятельности представлений * Книжный уголок * Сюжетно – ролевые игры * Уголок для изобразительной детской деятельности *Самообслуживание * Трудовая деятельность * Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», * Самостоятельная творческая * Природный уголок деятельность *Конструкторы различных видов * Ознакомление с *Мозаики, пазлы, настольные игры, лото. природой, труд в *Развивающие игры по математике, логике природе * Игровая деятельность * Различные виды театров *Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики. По зонам Уголок конструирования «Конструкторское бюро» 1.Магнитный конструктор. 2.Средний строительный конструктор. 3.Мелкий строительный конструктор. 4.Тематические строительные наборы (для мелких персонажей): город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, парковка, домик, гараж. 5.Конструкторы типа «Лего». 6. Деревянный конструктор. 7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников). 8.Более сложные схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи. 9. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); лодка, самолет и т.д. Уголок по правилам дорожного движения «Дорожная грамота» 1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать. 2.Мелкий транспорт. 3.Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор. 4.Небольшие игрушки (фигурки людей). 5. Полный набор по ПДД (дорожные знаки, пешеходные переходы, светофор и т.д.) Уголок художественного творчества «Волшебное превращение» 1. Гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, пластилин. 2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеящаяся пленка. 3.Кисти, палочки, стеки, ножницы, печатки, трафареты, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), подносы, щетинные кисти. 4.Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т.п. 5. Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных. Книжный уголок «Читальный зал». 1.Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, два стульчика, мягкий диван. 2.Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журналов, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов. 3.Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы. 4) Портреты писателей. Музыкальный уголок «Музыкальный салон» 1.Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка, гармошка. 2.Магнитофон. 3.Ауди с записью детских песенок, музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др. 4. Нетрадиционные музыкальные инструменты Спортивный уголок «Мини-стадион», «Уголок здоровья» 1.Мячи большие, малые, средние. 2.Обручи. 3.Толстая веревка или шнур. 4.Флажки. 5.Гимнастические палки. 6.Кольцеброс. 7.Кегли. 8. «Дорожки здоровья» 9. Длинная и короткая скакалки. 10.Городки. 11.Мешочек с грузом малый и большой. 12.Гантели детские. 13.Нетрадиционное спортивное оборудование 14. Папки-схемы, карты, картотеки физкультминуток и т.д. Театральный уголок «Театр сказок» 1.Ширма - костюмерная. 2.Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок. 3.Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный (куклы би-бабо), настольный, платковый, пальчиковый). 4.Атрибуты для теневого театра 5.Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи). 6.Магнитофон. 7.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей. Уголок сюжетно - ролевой игры 1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик (мелкое). 2.Набор для кухни: плита, мойка, Микроволновая печь, посуда. Фрукты, овощи, продукты питания. 3. Парикмахерская: атрибуты парикмахера, мойка для головы, фен. 4. Магазин: Фрукты и овощи, счёты, весы, кассовый аппарат, продукты питания, форма продавца, сумочки, кошельки, денежные средства, корзинка для продуктов. 5. Больница: Мебель больницы, форма доктора, лекарственные препараты, атрибуты врача. Центр дидактических игр «Знайкины университеты» Грамматический уголок. 1.Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки). 2.Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты). 3.Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.). 4.Игры для совершенствования грамматического строя речи. 5.Рознообразные дидактические игры. Материал по познавательной деятельности 1. Наборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п. 2. Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условносхематических изображений. 3.Серии картинок (6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации). 4.Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.). 5.Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей). 6.Наборы парных картинок на соотнесение(сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые). 7.Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями. 8.Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера. Уголок математики. 1.Шахматы 2.Шашки 3.Домино 4.Счётные палочки Кюизенер 5.Коврограф наборное полотно. 6.Блоки Дьенеша 7. Геометрические фигуры Экологический центр Центр воды и песка: «Лаборатория» 1. Стол – центр песка и воды 2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.). 3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал. 4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды. 5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли. 6.Различные часы, безмен. 7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта. 8.Набор для опытов с магнитом. 9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель). 10.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля. 11.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий). 12.Более сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. Уголок природы «Мини-сад», «Чудесный сад» 1.Должны быть растения: - приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пестрая или ярко-зеленая (цикламен, бегония вечноцветущая, фикус, хлорофитум); теневыносливые – листья темно-зеленые, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, плющ и др.); влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус, ципериус); засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налет, стебли и листья часто толстые (толстянковые, кактусы, алоэ); - дающие плоды (перец, лимон, гранат); - имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, бальзамин однолетний и др.); луковицами (амариллис, зефирантес); делением куста (аспарагус); листовыми черенками (бегонии, сансевьера); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» - размножение отпрысками (камнеломка, хлорофитум); - лекарственные и фитонцидные (алоэ, каланхоэ и др.). Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; алоэ (фитонцидное растение) или агава; хлорофитум – является хорошим очистителем воздуха; аспарагус – поглощает тяжелые металлы; плющ обыкновенный, сансевьера и каланхоэ – являются фитонцидными растениями; амариллис или зефирантес – от их фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока; циперус – хорошо увлажняет воздух; лимон – его фитонциды стимулируют умственную деятельность. 2.Растения характерные для различных времен года: - осенью, летом, весной – сезонные композиции с использованием живых растений цветников, выполненные в разных художественных стилях (икебана и др.); - весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (мать-и-мачеха, подснежник); - зимой – ветки хвойных деревьев (сосна, ель); зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных растений; посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена лимона, мандарина; экспериментальные посевы и посадки. 3.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки. Центр краеведения 1.Альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, промышленность); 2.Предметы искусства русского народа. 3.Предметы одежды и быта русского народа. 4.Художественная литература: стихи, рассказы, сказки русского народа и о России, 5. Традиции, обычаи, русского народа. 6.Флаги, гербы и другая символика Верхней Пышмы, России. 8. Видео: «Моя Родина», «Город Верхняя Пышма» и др. 9.Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д. 10.Альбом одежды («всех времен и народов»).