паспорт средней группы № 9

Наш девиз

Группу посещает: 23 детей
Девочек - 14
Мальчиков - 9
Заведующий:
Витюгова Лариса Николаевна
Воспитатели средней группы:
Кулакова Наталья Андреевна
Скутина Алена Михайловна
Помощник воспитателя:
Шабаева Вера Борисовна
Музыкальный руководитель:
Мария Сергеевна
Инструктор по физической культуре:
Валиева Инна Маратовна
Мы позаботится о том, чтобы ваш ребенок стал
самостоятельным, общительным, любознательным,
всесторонне развитым.
Каждому ребенку от природы дано быть умным, здоровым
и счастливым человеком. Задача взрослых помочь малышу
раскрыть свой потенциал, научить его познать окружающий
мир. У нас он будет общаться, играть, рисовать, танцевать,
научится писать, строить и многое другое. В группе все
устроено для ребенка. Малыш найдет и познает много
удивительного, играя,
станет большим и самостоятельным.

Группу посещает 23 детей (4-5лет)
Список детей
1

Абдуллина Лейла

2

Викулова Алиса

3

Гареева Дарина

4

Денисова Анастасия

5

Дятлов Артем

6

Ехлакова Нелли

7

Ерофеева Злата

8

Ибраев Роман

9

Кравцова Агния

10

Кирбитова София

11

Кайранбаев Тимур

12

Куксенкова Ника

13

Лобанов Роман

14

Мартынов Макар

15

Миронова Анна

16

Малиночка Арина

17

Никифоров Ярослав

18

Нефедова Софья

19

Никаева Анастасия

20

Нуртдинов Даниил

21

Опарина Валерия

22

Сафарян Алик

23

Халдаров Комрон

Воспитатели
Кулакова Наталья
Андреевна
Педагогический
стаж 2 года

Скутина Алена
Михайловна
Педагогический
стаж 7 лет

Помощник
воспитателя:
Шабаева Вера
Борисовна

Режим дня в средней группе
(холодный период года)
(пребывание ребенка в детском саду с 07.00 до 19.00 – 12 часов)
Наименование режимного процесса

Время

Прием, осмотр детей, беседы с родителями и детьми, игры и общение
с детьми, утренняя гимнастика

07.00-08.15

Подготовка к завтраку, завтрак

08.15-08.45

Игры, подготовка к организованной образовательной деятельности
(занятиям)

08.45-09.00

Непрерывная образовательная деятельность:
1-е занятие

09.00 -09.20

-динамическая пауза

09.20 -09.30

2-е занятие

09.30 -09.50

Витаминный завтрак – чай (напиток), фрукты, сок

10.00 -10.10

Подготовка и выход на прогулку, прогулка, игры

10.10 -11.40

Возвращение с прогулки

11.40 -11.55

Подготовка к обеду, обед

11.55 -12.30

Подготовка к дневному сну, сон

12.30 -15.00

Постепенный подъем, гимнастика пробуждения, закаливающие
мероприятия, подготовка к полднику

15.00 -15.20

Полдник

15.20-15.40

Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной
деятельности в центрах активности, культурные практики

15.40 -16.30

Подготовка к ужину

16.35-16.45

Ужин

16.45-17.05

Игры, досуги, общение и самостоятельная деятельность детей по
интересам, культурные практики

17.05-17.30

Подготовка и выход на прогулку, прогулка, игры, уход домой с
прогулки

17.30-19.00

Примечания: Продолжительность прогулки сокращается при t воздуха ниже -150 С и
скорости ветра более 7 м/с

Возрастные особенности детей средней
группы(4-5лет)
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является
очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и
роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер
ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные
способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет
по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и
воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере
взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.
Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается
координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется
постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом
средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с
младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы,
что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это
связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но
неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам
необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического
развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок
подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие
всех органов и систем детского организма.
Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные
психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной
особенностью является то, что они становятся более осознанными,
произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем
обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать
чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является
наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят
практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по
мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному
возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно
увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое
стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и
устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного
времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом

деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–
5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной
работы и гармоничного развития ребенка.
Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша,
однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число
детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые
игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны
общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и
бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в
моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые
соревнования, стремятся добиться успеха.
Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают
различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься
сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная
деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают,
что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет
рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится
одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может
сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и
пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать
целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может
выбрать для себя любую роль.
Развитие речи: в течение среднего дошкольного периода происходит активное
развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение,
активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше.
Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать
свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен
охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать
небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном
этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и
правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так
далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В
среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты
со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с
родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми.
Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны
ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами
деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с
которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать

конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило,
ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за
рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок
расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых
сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот
период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и
обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными.
Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–
5 лет.
Эмоциональные особенности: В этом возрасте происходит значительное
развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более
глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние
близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально
относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными
и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей
гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных
особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно
учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться
сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно
слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–
5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно
помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со
временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или
использовать против ребенка в воспитательных целях. Обучение детей 4–5 лет
Сотрудники
дошкольных
учреждений
при
обучении
учитывают
психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От
рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на
становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся
тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе,
дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь,
совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный
процесс строится на игре. Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и
правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности,
принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. В этом возрасте
необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.
Воспитание: Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на
данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно
проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем
раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с
родителями. Главная функция взрослых сейчас – объяснить, как можно
подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с

любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители
должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них,
ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в
нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать
в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду.
На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно
научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы,
делиться.
Роль дошкольных учреждений: Стоит отметить, что лучших успехов в
воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества
семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают
возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является
одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать
хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше
понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные
особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и
детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить
основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные
вопросы.
Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья
играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между
родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который
он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был
достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в
дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта,
справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы.
Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в
воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в
соответствии с полым дошкольником и ролями взрослых в семье. Так, мать учит
ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота
и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель
жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения
внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание
ребенка и на всю его последующую жизнь.

Расписание занятий
Средняя группа № 9
Непрерывная образовательная
Время
деятельность (занятия)
Понедельник
1. Развитие речи
09.00– 09.20
2.Физическая культура
09.50 – 10.10
Вторник
1. Математика
2. Музыка

09.00– 09.20
9.50 – 10.10
Среда

1.Рисование/Умелые ручки
2. Физическая культура
3.

09.00 – 09.20
09.30 –9.50
15.30 – 16.00
Четверг

1. Лепка/Аппликация
2. Физическая культура

09.00 – 09.20
09.50– 10.10

Пятница
1.Социальный мир/Природный мир
2. Музыка

09.00 – 09.20
9.50– 10.10

Развивающая предметно-пространственная среда
Помещение Вид
деятельн
ости,
процесс
Спальня

Дневной
сон

Оснащение

* Спальная мебель

Гимнасти
ка после
сна
Приемная

Информа
ционно –
просвети
тельская
работа с
родителя
ми

* Информационный уголок

Информационные стенды для взрослых: «Уголок
творчества» (постоянно обновляющаяся выставка
достижений детей в разных областях); «Пока мама на
работе» (постоянно обновляющаяся фотовыставка о
жизни в группе); «Айболит советует» (информация о
лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых
Самообсл в группе и детском саду); «Готовимся к школе»
уживание (рекомендации родителям по организации досуга детей,
материалы для игр и домашних занятий); минибиблиотека методической литературы для родителей и
детской литературы, информационный стенд (режим
работы детского сада и группы, расписание работы и
рекомендации специалистов, объявления.
*Выставки детского творчества
* Наглядно – информационный материал
*Шкафчики с определением индивидуальной
принадлежности, скамейки.
Групповая
комната

*
Общее
Сенсорно
-*Дидактические игры на развитие психических
е
функций – мышления, внимания, памяти, воображения
развитие
*Дидактические материалы по сенсорике, математике,
развитию речи

*
Развитие
речи
*
Ознакомл
ение с
окружаю
щим
миром
*
Ознакомл
ение с
художест
венной
литерату
рой и
художест
венно –
прикладн
ым
творчеств
ом
*
Развитие
элемента
рных
математи
ческих
представл
ений

* Географическая карта
* Муляжи овощей и фруктов
* Календарь погоды
* Плакаты и наборы дидактических наглядных
материалов с изображением животных, птиц,
насекомых, обитателей морей, рептилий
*Магнитофон, аудиозаписи
* Детская мебель для практической деятельности
* Книжный уголок
* Уголок для изобразительной детской деятельности
* Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых
игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская»,
«Больница»,
* Природный уголок
*Конструкторы различных видов
*Мозаики, пазлы, настольные игры, лото.
*Развивающие игры по математике, логике
* Различные виды театров
*Физкультурное оборудование для гимнастики после
сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи,
резиновые кольца и кубики.
По зонам
Уголок конструирования
«Конструкторское бюро»

*
1.Магнитный конструктор.
Сюжетно
– ролевые 2.Средний строительный конструктор.
игры
3.Мелкий строительный конструктор.
*
4.Тематические строительные наборы (для мелких
Самообсл персонажей): город, мосты, крестьянское подворье
уживание (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж, бензозаправка,
*
Трудовая

маяк.

деятельно 5.Конструкторы типа «Лего».
сть
6.Металлический конструктор.
*
7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек
Самостоя
(фигурки людей и животных, макеты деревьев и
тельная
кустарников).
творческа
8.Более сложные схемы построек и алгоритм их
я
деятельно выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.
сть
9. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный.
*
Ознакомл
ение с
природой
, труд в
природе

Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики,
фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет,
железная дорога и т.д.
10.Мягкие модули (крупные).
Уголок по правилам дорожного движения

* Игровая «Азбука правила дорожного движения»
деятельно 1.Полотно с изображением дорог, пешеходных
сть
переходов из дерматина, чтобы можно было складывать
и убирать.
2.Мелкий транспорт.
3.Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков,
светофор.
4.Небольшие игрушки (фигурки людей).
5. Полный набор по ПДД (жезл, дорожные знаки,
пешеходные переходы, светофор и т.д.)
6. Магнитное панно по ПДД
Уголок художественного творчества
«Волшебное краски»
1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь,
акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры,
шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.
2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани,
нитки, самоклеющая пленка.
3.Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки,
трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки

(15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20),
розетки для клея, подносы, щетинные кисти.
4.Материал для нетрадиционного рисования: сухие
листья, шишки, колоски, тычки и т.п.
5.Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы
изображения человека, животных и т.д.
6.Мини – музей «Мир оригами»
Книжный уголок
«Читальный зал»
1.Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, мягкий
диван.
2.Детские книги по программе и любимые книги детей,
два-три постоянно меняемых детских журналов, детские
энциклопедии, справочная литература по всем отраслям
знаний, словари и словарики, книги по интересам, по
истории и культуре русского и других народов.
3.Иллюстративный материал в соответствии с
рекомендациями программы.
4) Портреты писателей.
Музыкальный уголок
«Весеные нотки»
1.Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки,
свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен,
губная гармошка, гармошка.
2.Магнитофон.
3.Аудиокассеты с записью детских песенок, музыки
М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта,
С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.
4.Нетрадиционные музыкальные инструменты
Спортивный уголок
«Уголок здоровья»
1.Мячи большие, малые, средние.

2.Обручи.
3.Толстая веревка или шнур.
4.Флажки.
5.Гимнастические палки.
6.Кольцеброс.
7.Кегли.
8. «Дорожки здоровья»
9. Длинная и короткая скакалки.
10.Городки.
11.Мешочек с грузом малый и большой.
12.Гантели детские.
13.Нетрадиционное спортивное оборудование
14.Папки-схемы, карты,картотеки физкультминуток и
т.д.
Театральный уголок
«Театр сказок»
1.Ширма - костюмерная.
2.Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.
3.Куклы и игрушки для различных видов театра
(плоскостной, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный,
платковый, пальчиковый).
4.Атрибуты для теневого театра
5.Наборы масок (сказочные, фантастические
персонажи).
6.Магнитофон.
8.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.
Уголок сюжетно - ролевой игры
1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф
(мелкое)

2.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина
(мелкое)
3.Игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и
мелкий), набор кухонной посуды (средний),набор
столовой посуды(средний).
4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).
7.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы,
сарафаны, юбки и т.п.)
8.Предметы-заместители.
10.Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад»,
«Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская»,
«Повара», «Летчики», «Строители», «Зоопарк» и др.
Игры с общественным сюжетом:«Библиотека»,
«Школа», «Автосервис», «Морской порт»,
«Железнодорожная станция», «Пожарная станция»,
«Спасатели», «Банк» и др.
Математическая зона
«Веселые цифры», «Игротека»
1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы,
предметные картинки.
2.Комплекты цифр и математических знаков для
магнитной доски и ковролинового полотна, набор
карточек с гнездами для составления простых
арифметических задач.
3.Занимательный и познавательный математический
материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логикоматематические игры: блоки Дьенеша, палочки
Кюизенера, и др.
4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная
комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от
детского сада до библиотеки и др.
5.Наборы геометрических фигур для магнитной доски.
6.Счеты настольные.
7.Счетные палочки.

8.Учебные приборы: линейки, ростомер для детей и
кукол, набор лекал.
9.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы,
различные игрушки со шнуровками и застежками.
10.Набор проволочных головоломок; головоломки
объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со
схемами последовательных преобразований; игрыголоволомки на комбинаторику («15»); головоломкилабиринты.
11.Часы песочные;
12.Наборы таблиц и карточек с предметными и условносхематическими изображениями для классификации по
2-3 признакам одновременно (логические таблицы).
13.Настольно-печатные игры.
14.Наборы моделей: деление на части (2-16).
15.Разнообразные дидактические игры.
Центр дидактических игр
Материал по познавательной деятельности
1.Наборы картинок для иерархической классификации
(установления родовидовых отношений): виды
животных; виды растений; виды ландшафтов; виды
транспорта; виды строительных сооружений; виды
профессий; виды спорта и т.п.
2.Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с
соотнесением реалистических и условно-схематических
изображений.
3.Серии картинок (6-9) для установления
последовательности событий (сказочные и
реалистические истории, юмористические ситуации).
4.Наборы картинок по исторической тематике для
выстраивания временных рядов: раньше – сейчас
(история транспорта, история жилища, история
коммуникации и т.п.).

5.Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь
животных, характерные виды работ и отдыха людей).
6.Наборы парных картинок на соотнесение(сравнение):
найди отличия, ошибки (смысловые).
7.Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей),
разделенные прямыми и изогнутыми линиями.
8.Иллюстрированные книги и альбомы познавательного
характера.
Экологический центр
Центр воды и песка: «Лаборатория»
1. Стол – центр песка и воды
2.Природный материал: глина, камешки, ракушки,
минералы, различные семена и плоды, кора деревьев,
мох, листья и т. п.).
3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный
песок, крахмал.
4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов,
набор прозрачных сосудов разных форм и объемов),
ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся
сосуды.
5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы,
цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы),
набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас,
бинокли.
6.Различные часы, безмен.
7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для
исследования отражательного эффекта.
8.Набор для опытов с магнитом.
9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов
с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей,
ветряная мельница (модель).
11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели,
вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и
плодов, растений (гербарий).
13.Более сложные схемы, модели, таблицы с
алгоритмами выполнения опытов.
Уголок природы
«Чудесный сад»
1.Должны быть растения:
- приспособленные к разным условиям среды, имеющие
разные потребности в свете: светолюбивые – листья
ориентированы на свет, окраска листьев пестрая или
ярко-зеленая (цикламен, бегония вечноцветущая, фикус,
хлорофитум); теневыносливые – листья темно-зеленые,
ориентация на свет не очень выражена (аспидистра,
плющ и др.); влаголюбивые – листья нежные, быстро
вянут (традесканция, бальзамин, колеус, ципериус);
засухоустойчивые – листья опушены или с колючками,
многие имеют восковой налет, стебли и листья часто
толстые (толстянковые, кактусы, алоэ);
- дающие плоды (перец, лимон, гранат);
- имеющие разные способы размножения: семенами
(цикламен, бальзамин однолетний и др.); луковицами
(амариллис, зефирантес); делением куста (аспарагус);
листовыми черенками (бегонии, сансевьера);
стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция);
«усами» - размножение отпрысками (камнеломка,
хлорофитум);
- лекарственные и фитонцидные (алоэ, каланхоэ и др.).
Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая
бегония – борются с заболеваниями верхних
дыхательных путей; алоэ (фитонцидное растение) или
агава; хлорофитум – является хорошим очистителем
воздуха; аспарагус – поглощает тяжелые металлы; плющ
обыкновенный, сансевьера и каланхоэ – являются
фитонцидными растениями; амариллис или зефирантес –
от их фитонцидов некоторые бактерии, вредные для
человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов

чеснока; циперус – хорошо увлажняет воздух; лимон –
его фитонциды стимулируют умственную деятельность.
2.Растения характерные для различных времен года:
- осенью, летом, весной – сезонные композиции с
использованием живых растений цветников,
выполненные в разных художественных стилях (икебана
и др.);
- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки
(мать-и-мачеха, подснежник);
- зимой – ветки хвойных деревьев (сосна, ель); зимний
огород: посадки рассады различных овощных культур
(огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных
растений; посадки и посевы для получения зелени и
проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена
лимона, мандарина; экспериментальные посевы и
посадки.
3.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы,
кисточки, тряпочки, фартуки.
Календарь природы:
1.Картина сезона, модели года и суток.
2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети
схематично отмечают состояние погоды и температуру
на каждый день. В конце месяца рисуется
температурный график.
3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно
схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели
и ждали корма, пролетали мимо.
4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена
года».
5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.
6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты,
эксперименты, наблюдения и т.п.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».