паспорт старшей группы №11

Группу посещают 26 ребёнка, из них девочки – 15 человек,
мальчики – 7 человек.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Гарипов Артем Ринатович
Ганиятова Диана Рудольфовна
Гизатуллина Ирина Алексеевна
Гурьева Анастасия Максимовна
Дилшодзода Азиза Дильшотовна
Каюмова Шахзода Мухиддиновна
Лоскутова Полина Антоновна
Матназарова Севара Матназаровна
Новикова Александра Ивановна
Номанова Салиха Кодиржоновна
Обревко Дарья Павловна
Павлова Дарья Александровна
Петров Иван Александрович
Полуляхов Илья Александрович
Сабова Елизавета Сергеевна
Семеновна Злата Михайловна
Смолина Ярослава Юрьевна
Стельницкий Сергей Максимович
Федин Константин Дмитриевич
Цатевич Ника Алексеевна
Цыбина Ксения Станиславовна
Чеснокова Дарья Алексеевна
Шабаев Данил Никитич
Шамкаева Анастасия Павловна
Юрина Есения Константиновна
Яковлев Тимофей Александрович

29.03.2018
30.10.2018
18.10.2017
05.10.2017
13.01.2018
19.09.2018
26.01.2018
26.05.2018
19.08.2018
20.07.2018
13.09.2018
27.04.2018
14.06.2018
29.11.2017
09.10.2017
13.04.2018
07.02.2018
15.10.2017
19.01.2018
27.03.2018
08.10.2018
10.08.2018
19.06.2018
22.11.2017
20.05.2018
11.05.2018

По наполняемости комплектование группы предусмотрено в соответствии с
требованиями СанПиН.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 4-5 лет с
учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям

развития:
социально-коммуникативному,
художественно-эстетическому, физическому.

Воспитатели группы:

Исмаилова Зульфия Рауиловна
воспитатель I квалификация
педагогический стаж- 28 лет

Нагибина Людмила Витальевна
Воспитатель
Педагогический стаж - 6 лет

познавательному,

речевому,

Выгузова Анна Анатольевна
Помощник воспитателя
Стаж 5 лет
Заведующий МАДОУ «Детский сад №3»
Витюгова Лариса Николаевна
Педагог-психолог
Рудцкая Анастасия Александровна
Учитель-логопед
Гашко Светлана Анатольевна
Музыкальный руководитель
Телятникова Роза Фартовна
Инструктор по физической культуре
Валиева Инна Маратовна

Расписание
непрерывной образовательной деятельности (занятий)
Старшая группа № 11
Непрерывная образовательная
Время
деятельность (занятия)
Понедельник
1.Природный/социальный мир/
09.00-09.20
ОБП/Экспериментирование
2.Музыка
09.30- 09.50
Вторник
1.Физическая культура

09.00-09.20

2.Развитие речи

09.30- 09.50
Среда

1.Рисование/лепка

09.00-09.20

2.Физическая культура

09.30- 09.50

Четверг
1.ФЭМП (Первые шаги в математику)

09.00-09.20

2.Физическая культура

09.30- 09.50
Пятница

1. Музыка

09.00-09.20

ЧХЛ/Аппликация/Конструирование/
* «Юный эколог»

09.30- 09.50

*часть, формируемая участниками образовательных отношений

Возрастные психофизические особенности

развития детей (от 5 до 6 лет)
Все дети разные, каждый ребёнок индивидуален и развивается по-своему, у каждого свой
темп развития. Но, всё же, есть нечто общее, что позволяет в целом охарактеризовать детей, - это
возрастные особенности. Предлагаю вашему вниманию общий возрастной портрет ребёнка 5-6
лет, с показателями разных сторон его развития.
Возраст 5 - 6 лет в педагогике называется старшим дошкольным возрастом.
В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех
физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорнодвигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят
существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной
мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого
человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на
более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и
физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.
Врачи-педиатры называют старший дошкольный возраст – «возрастом двигательной
расточительности». Природа дала детям врождённое стремление к движению, снабдив очень
ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое они испытывают двигаясь. Второе
название этого периода – период «первого вытяжения». За один год ребенок может вырасти на 7
– 10 см. средний рост ребёнка 5 лет – 106 – 107 см, масса тела 17 – 18 кг. Средняя прибавка массы
тела в месяц составляет 200 г, роста – 0,5 см. рост шестилетнего ребёнка в среднем составляет 116
см, масса тела 21,5 кг.
Характерным клиническим симптомом этого возрастного периода являются «боли роста»,
периодически возникающие в икроножных мышцах ребят. Эта боль может быть настолько
интенсивна, что иногда сильно беспокоит детей. Известный детский хирург С.Я.Долецкий, изучив
подобные жалобы у большего числа детей, пришёл к выводу: это болят мышцы, не успевающие за
бурным ростом костей и не получающие достаточного количества питательных веществ. Как
правило, это явление в наибольшей степени характерно для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата.
На пятом – шестом году жизни у дошкольников начинают постепенно шататься и выпадать
молочные зубы, а на шестом – седьмом прорезаются постоянные зубы.
В этот период защитные силы организма детей активно функционируют, и защиту от
инфекционных агентов иммунная система обеспечивает достаточно. Но в это же время
происходит чрезмерное развитие лимфатической ткани, что в свою очередь нередко приводит к
склонности детей к аллергическим реакциям.
Старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной
сферы ребенка.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что
ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в
жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением
его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской
энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая
информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире,
человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех
познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития
всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным,
когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Хорошо в этом возрасте играть с ребенком в словесные игры, так как ребенок уже использует
в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество
слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).
В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем
лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее
развивается ребенок, тем, соответственно, лучше он будет готов к школе.
Развитие психических процессов:
ВНИМАНИЕ:

5-ти летний ребенок способен:
- удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
- находить 5-6 отличий между предметами;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
- находить 4-5 пар одинаковых предметов.
ПАМЯТЬ:
- запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
- рассказывать наизусть несколько стихотворений;
- пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
сравнивать два изображения по памяти;
легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;
- преобладает непроизвольная память.
МЫШЛЕНИЕ:
- определять последовательность событий;
- складывать разрезанную картинку из 9 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
Имеет достаточно богатый словарный запас (3,5 – 7 тыс. слов).
Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.
Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без
существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
Определять место звука в слове.
Уметь подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом
со сходным значением.
МАТЕМАТИКА
Счет в пределах 10.
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10),
отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность
определенным путем наложения или приложения.
Размещать предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины,
ширины, высоты, толщины.
Выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток.
ПОЗНАНИЕ
Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.
Знать название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, имя и отчество родителей,
их профессии.
Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.
Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
Бережно относится к природе.
Социально – нравственное развитие:
Ребенок в этом возрасте самостоятельно здоровается, прощается, благодарит;
- стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых;
- проявляет чувство привязанности и симпатии к людям;
- проявляет навыки взаимодействия с детьми;
- активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую
деятельность.
Развитие личности:
Желает показать себя миру;
Он часто привлекает к себе внимание, т.к. ему нужен свидетель его самовыражения;

Стремится к большей самостоятельности;
Очень хочет походить на значимых для него взрослых;
Проявляет волевые усилия при преодолении трудностей.
Игровая деятельность:
Действия детей в играх становятся разнообразными.
Дети 6-го года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят
свое поведение, придерживаясь роли.
Конструирование:
Конструирует из бумаги (оригами), строительного материла, конструкторов по образцу, по
модели, по схеме, замыслу; использует разные формы, цвета, величины, материалы.
Дети осваивают 2 вида конструирования:
.
.

От природного материала к художественному образу (ребенок достраивает природный
материал до целостного образа, дополняя его различными деталями)
От художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый
материал, для того, чтобы воплотить образ).

Изобразительная деятельность:
Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до 2-х тысяч
рисунков. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более
детализированным и пропорциональным. По рисунку уже можно судить о половой
принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Трудовая деятельность:
Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро,
осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
Гигиенические умения:
 ребенок сам умывается, чистит зубы, полощет рот; культурно ведет себя за столом;
 по мере необходимости пользуется носовым платком;
 самостоятельно одевается, раздевается, складывает одежду, следит за
ее опрятностью;

положительно относится к оздоровительным и закаливающим
мероприятиям.
Отношения со сверстниками:
- Способен играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры;
- В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре.
Дети контролируют сначала друг друга, а потом каждый самого себя;
- начинают осознавать половые различия
Отношения со взрослыми:
Если до 5-ти лет ребенка интересовал окружающий мир, то после присоединяется интерес к
взаимоотношениям людей.
Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые
дела» и другие социальные игры.
Формируются высшие чувства:
Моральные:
- чувство гордости
- чувство стыда
- чувство дружбы
Интеллектуальные:
- Любознательность
- Интерес
- удивление
Эстетические:
- Чувство прекрасного
- Чувство героического

5–ти летние дети влюбчивы. Объектом влюбленности может стать человек любого возраста.
Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Мальчики начинают ревновать маму к отцу, а
девочки, наоборот, папу к маме.
Это порождает агрессивные выпады.
Часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение
истины.
Формируется основная черта характера ребенка «Я» – позиция.
Уже можно понять, каким будет ребенок в будущем.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и
другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать
личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и
взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей.
Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха,
обиды, тревоги, то любую информацию
(личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
Берегите психику детей.

Развивающая предметно-пространственная среда

Помещение
Спальня

Вид деятельности,
процесс
Дневной сон
* Спальная мебель
Гимнастика после
сна

Оснащение

Приемная

Информационно –
просветительская
работа
с
родителями
Самообслуживание

* Информационный уголок
Информационные стенды для взрослых: «Уголок
творчества» (постоянно обновляющаяся выставка
достижений детей в разных областях); информационный
стенд (режим работы детского сада и группы, расписание
работы и рекомендации специалистов, объявления.
*Выставки детского творчества
* Наглядно – информационный материал
*Шкафчики
с
определением
индивидуальной
принадлежности, скамейки.

Групповая
комната

* Сенсорное
развитие
* Развитие речи
* Ознакомление с
окружающим
миром
* Ознакомление с
художественной
литературой и
художественно –
прикладным
творчеством
* Развитие
элементарных
математических
представлений
* Сюжетно –
ролевые игры
*
Самообслуживание
* Трудовая
деятельность
* Самостоятельная
творческая
деятельность
* Ознакомление с
природой, труд в
природе
* Игровая
деятельность

Общее
-*Дидактические игры на развитие психических функций
– мышления, внимания, памяти, воображения
*Дидактические материалы по сенсорике, математике,
развитию речи
* Муляжи овощей и фруктов
* Плакаты и наборы дидактических наглядных
материалов с изображением животных, птиц, насекомых,
обитателей морей, рептилий
*Магнитофон, аудиозаписи
* Детская мебель для практической деятельности
* Книжный уголок
* Уголок для изобразительной детской деятельности
* Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр:
«Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница»,
* Природный уголок
*Конструкторы различных видов
*Мозаики, пазлы, настольные игры, лото.
*Развивающие игры по математике, логике
* Различные виды театров
*Физкультурное оборудование для гимнастики после
сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи,
резиновые кольца и кубики.
По зонам
Уголок конструирования
«Конструкторское бюро»
1.Магнитный конструктор.
2.Средний строительный конструктор.
3.Мелкий строительный конструктор.
4.Тематические строительные наборы (для мелких
персона-жей): город, мосты, крестьянское подворье
(ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж, бензозаправка,
маяк.
5.Конструкторы типа «Лего».
6.Небольшие игрушки для обыгрывания построек
(фигурки людей и животных, макеты деревьев и
кустарников).
7.Более сложные схемы построек и алгоритм их
выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.
8. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный.
Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики,
фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет,
железная дорога и т.д.
9.Мягкие модули (крупные).

Уголок по правилам дорожного движения
«Дорожная грамота»
1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов
из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать.
2.Мелкий транспорт.
3.Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков,
светофор.
4.Небольшие игрушки (фигурки людей).
5. Полный набор по ПДД (жезл, дорожные знаки,
пешеходные переходы, светофор и т.д.)
Уголок художественного творчества
«Волшебное привращение»
1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь,
акварельные краски, цветные карандаши, пластилин.
2.Цветная и белая бумага, картон, ткани, нитки,
самоклеющая пленка.
3.Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки,
трафареты, пва, палитра, банки для воды, салфетки
(15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20),
розетки для клея, подносы, щетинные кисти.
4.Материал для нетрадиционного рисования: сухие
листья, шишки, колоски, тычки и т.п.
5.Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы
изображения человека, животных и т.д.
Книжный уголок
«Читальный зал»
1.Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, два
стульчика.
2.Детские книги по программе и любимые книги детей,
два-три постоянно меняемых детских журналов, детские
энциклопедии, справочная литература по всем отраслям
знаний, словари и словарики, книги по интересам, по
истории и культуре русского и других народов.
3.Иллюстративный
материал
в
соответствии
с
рекомендациями программы.
4. Портреты писателей.

Музыкальный уголок
«Музыкальный салон»
1.Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки,
свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная
гармошка, гармошка.
2.Магнитофон.
3.Аудиокассеты с записью детских песенок, музыки
М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта,
С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.
4.Нетрадиционные музыкальные инструменты
Спортивный уголок
«Спортик»
1.Мячи большие, малые, средние.

2.Обручи.
3.Толстая веревка или шнур.
4.Флажки.
5.Гимнастические палки.
6.Кольцеброс.
7.Кегли.
8. «Дорожки здоровья»
9. Длинная и короткая скакалки.
10.Городки.
11.Мешочек с грузом малый и большой.
12.Гантели детские.
13.Нетрадиционное спортивное оборудование
14. Папки-схемы,
опорные карты, Картотеки
физкультминуток и т.д.
Театральный уголок
«Театр сказок»
1.Ширма - костюмерная.
2.Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.
3.Куклы и игрушки для различных видов театра
(плоскостной, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный,
платковый, пальчиковый).
4.Атрибуты для теневого театра
5.Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).
6.Магнитофон.
8.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.
Уголок сюжетно - ролевой игры
1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф
(мелкое)
2.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина
(мелкое)
3.Игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и
мелкий), набор кухонной посуды (средний),набор
столовой посуды(средний).
4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).
5.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы,
сарафаны, юбки и т.п.)
6.Предметы-заместители.
7.Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад»,
«Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская»,
«Повара», «Строители», «Зоопарк» и др. Игры с
общественным сюжетом: «Библиотека», « «Автосервис»,
«Пожарная станция», «Спасатели», и др.
Математическая зона
1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы,
предметные картинки.
2.Комплекты цифр и математических знаков для
магнитной доски и ковролинового полотна, набор
карточек с гнездами для составления простых
арифметических задач.
3.Занимательный и познавательный математический
материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логикоматематические игры: блоки Дьенеша, палочки
Кюизенера, и др.

4.Наборы геометрических фигур для ковролинового
полотна и магнитной доски.
5.Счеты настольные.
6.Счетные палочки.
7.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы,
различные игрушки со шнуровками и застежками.
8.Часы песочные (на разные отрезки времени);
9.Настольно-печатные игры.
10.Наборы моделей: деление на части
11.Разнообразные дидактические игры.
Центр дидактических игр
1.Пособия
для
воспитания
правильного
физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные
пузыри», надувные игрушки).
2.Игры для совершенствования навыков языкового
анализа («Слоговое лото», «Определи место звука»,
«Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
3.Рознообразные дидактические игры.
Материал по познавательной деятельности
1.Наборы картинок для иерархической классификации
(установления
родовидовых
отношений):
виды
животных; виды растений; виды ландшафтов; виды
транспорта; виды строительных сооружений; виды
профессий; виды спорта и т.п.
2.Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с
соотнесением реалистических и условно-схематических
изображений.
3.Серии
картинок
(6-9)
для
установления
последовательности
событий
(сказочные
и
реалистические истории, юмористические ситуации).
4.Наборы картинок по исторической тематике для
выстраивания временных рядов: раньше – сейчас
(история транспорта, история жилища, история
коммуникации и т.п.).
5.Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь
животных, характерные виды работ и отдыха людей).
6.Наборы
парных
картинок
на
соотнесение(сравнение):найди
отличия,
ошибки
(смысловые).
7.Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей),
разделенные прямыми и изогнутыми линиями.
8.Иллюстрированные книги и альбомы познавательного
характера.
Экологический центр
Центр воды и песка: «Лаборатория»
1.Природный материал: глина, камешки, ракушки,
минералы, различные семена и плоды, кора деревьев,
мох, листья и т. п.).
2. Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный
песок, крахмал.
3.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов,
набор прозрачных сосудов разных форм и объемов),
ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся

сосуды.
4.Разнообразные доступные приборы: разные лупы,
цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы),
набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас,
бинокли.
5.Различные часы, безмен.
6.Набор зеркал для опытов с симметрией, для
исследования отражательного эффекта.
7.Набор для опытов с магнитом.
8.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов
с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей,
ветряная мельница (модель).
9.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели,
вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.
10.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и
плодов, растений (гербарий).
Уголок природы
1.Должны быть растения:
- приспособленные к разным условиям среды, имеющие
разные потребности в свете: светолюбивые – листья
ориентированы на свет, окраска листьев пестрая или
ярко-зеленая (цикламен, бегония вечноцветущая, фикус,
хлорофитум); теневыносливые – листья темно-зеленые,
ориентация на свет не очень выражена (аспидистра,
плющ и др.); влаголюбивые – листья нежные, быстро
вянут (традесканция, бальзамин, колеус, ципериус);
засухоустойчивые – листья опушены или с колючками,
многие имеют восковой налет, стебли и листья часто
толстые (толстянковые, кактусы, алоэ);
- дающие плоды (перец, лимон, гранат);
- имеющие разные способы размножения: семенами
(цикламен, бальзамин однолетний и др.); луковицами
(амариллис, зефирантес); делением куста (аспарагус);
листовыми черенками (бегонии, сансевьера); стеблевыми
черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» размножение отпрысками (камнеломка, хлорофитум);
- лекарственные и фитонцидные (алоэ, каланхоэ и др.).
Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая
бегония – борются с заболеваниями верхних
дыхательных путей; алоэ (фитонцидное растение) или
агава; хлорофитум – является хорошим очистителем
воздуха; аспарагус – поглощает тяжелые металлы; плющ
обыкновенный, сансевьера и каланхоэ – являются
фитонцидными растениями; амариллис или зефирантес –
от их фитонцидов некоторые бактерии, вредные для
человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока;
циперус – хорошо увлажняет воздух; лимон – его
фитонциды стимулируют умственную деятельность.
2.Растения характерные для различных времен года:
- осенью, летом, весной – сезонные композиции с
использованием
живых
растений
цветников,
выполненные в разных художественных стилях (икебана
и др.);
- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки
(мать-и-мачеха, подснежник);

- зимой – ветки хвойных деревьев (сосна, ель); зимний
огород: посадки рассады различных овощных культур
(огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных
растений; посадки и посевы для получения зелени и
проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена
лимона, мандарина; эксперимен-тальные посевы и
посадки.
3.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы,
кисточки, тряпочки, фартуки.
Центр краеведения
1.Альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование,
культура, спорт, медицина, промышленность);
2.Предметы искусства русского народа.
3.Предметы одежды и быта русского народа.
4.Художественная литература: стихи, рассказы, сказки
русского народа и о России,.
5.Традиции, обычаи, русского народа..
6.Флаги, гербы и другая символика России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».