Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
624097, Свердловская область, г. Верхняя Пышма Юбилейная 17;
эл. почта: vpds3@yandex.ru, сайт: http://3vp.tvoysadik.ru тел.8(343) 6839744
Принято Педагогическим советом:
Протокол № 8 от «03» июня 2024г.
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 3»
Л. Н. Витюгова
Приказ № 89 от «3» июня 2024 г
Согласованно с Родительским комитетом
Протокол № 3 от «30» мая 2024 года
Рабочая программа воспитания
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения
«Детский сад № 3»
Содержание
Пояснительная записка
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Рабочей программы
воспитания
1.1. Цель Программы воспитания
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
1.2.1.Уклад образовательной организации
1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ
1.2.3. Общности (сообщества ДОУ)
1.2.4. Социокультурный контекст
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ
1.3. Требования к планируемым результатам освоения рабочей программы воспитания
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 3 лет).
Портрет воспитанника раннего возраста (к 3 годам)
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 8 лет).
Портрет воспитанника раннего возраста (к 7(8) годам)
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
2.1.1 Патриотическое направление воспитания
2.1.2. Социальное направление воспитания
2.1.3. Познавательное направление воспитания
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
2.1.5. Трудовое направление воспитания
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
в процессе реализации Программы воспитания
Раздел 3. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОУ
3.3. Организация предметно-пространственной среды
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижения планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей.
3.5. Примерный календарный план воспитательной работы
Пояснительная записка
Программа воспитания основана на воплощении национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования,
нравственное(идеальное) представление о человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде»
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют
традиционные ценности российского сообщества. Традиционные ценности- это
нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России,
передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской
гражданской идентичности и единого культурного пространства страны,
укрепляющие гражданское единство, нашедшее свое уникальное, самобытное
проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального
народа России.
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным
ценностям российского общества-жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служению Отечеству и ответственности за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании
воспитательной работы ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности милосердия, жизнь, добро лежит в основе духовно-нравственного
направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе
социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат
в
основе
этико-эстетического
направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания рассматриваются как возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с
портретом выпускника ДОУ и с традиционными ценностями российского
общества.
С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается
ребёнок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех
субъектов воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания
предполагает социальное партнерство ДОУ с другими учреждениями образования
и культуры (музеи, театры, библиотеки и другое), в том числе системой
дополнительного образования.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания.
29.2 Целевой раздел Программы воспитания
29.2.1. Цель и задачи воспитания
29.2.1.1 Общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие каждого
ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной
социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества
через:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру
(природному и социокультурному), другим людям, себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
29.2.1.2 Общие задачи воспитания в ДОУ:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представленных о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно
своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала
ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию,
самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания
воспитывающих общностей.
29.2.2.1. Патриотическое направление воспитания.
Цель
патриотического
направления
воспитания-содействовать
формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры
защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее совей
страны.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у
него нравственных качеств, чувства любви, интереса и уважения к своей стране –
России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский
патриотизм),
ответственности,
трудолюбия,
ощущения
принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма
как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Работа по патриотическому воспитанию предполагает:
-формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство
гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории,
культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере);
-формирование «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это
наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради
своей семьи, малой родины);
-формирование «патриотизма созидателя и творца» устремленного в
будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает
конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание
чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем-на развитие всего
своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
29.2.2.2. Духовно-нравственное направление воспитания.
Цель духовно-нравственного направления воспитания-формирование
способности к духовному развитию нравственному самосовершенствованию,
индивидульно-ответственному поведению.
Ценности жизни, милосердия, добра лежат в основе духовно-нравственного
направления воспитания.
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностносмысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детсковзрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного
опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.
29.2.2.3. Социальное направление воспитания
Цель социального направления воспитания-формирование ценностного
отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения
находить общий язык с другими людьми.
Ценности семьи, дружбы, человека и сотрудничества лежат в основе
социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща,
подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в
интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения
ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного
воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная
инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.
Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком
моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов,
способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и
воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство-уважение к человеку, к законам
человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения
усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных
представлений, формированием навыком культурного поведения.
29.2.2.4. Познавательное направление воспитания
Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности
познания.
Ценность познания лежит в основе познавательного направления
воспитания.
В ДОУ проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает
все стороны познавательного процесса и является непременным условием
формирования
умственных
качеств
личности,
самостоятельности
и
инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание
должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и
незнание добра ограничивает и деформирует развитие ребёнка.
Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление
целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
29.2.2.5. Физическое и оздоровительное направления воспитания
Цель
физического
и
оздоровительного
воспитания-формирование
ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение
элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.
Ценность жизни и здоровья лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее
охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни
как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического,
духовного и социального благополучия человека.
29.2.2.6.Трудовое направление воспитания
Цель трудового воспитания-формирование ценностного отношения детей к
труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и
поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических,
умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление
приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводят детей к
осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении
трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои
действия.
29.2.2.7. Эстетическое направление воспитания
Цел эстетического направления воспитания- способствовать становлению у
ребёнка ценностного отношения к красоте.
Ценности – культура и красота, лежат в основе эстетического направления
воспитания.
Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей
желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение
чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на
становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребёнка.
Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир,
способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка,
чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию
художественного вкуса.
29.2.3.Целевые ориентиры воспитания
Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и
развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых
ориентиров как обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного
возрастов.
В соответствии с ФГОС ДО, оценка результатов воспитательной работы не
осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежит непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей.
29.2.3.1. Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трём
годам).
Портрет воспитанника раннего возраста (к трём годам).
Направление
воспитания
Патриотическое
Духовнонравственное
Социальное
Ценности
Родина, природа
Жизнь,
милосердие,
добро
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательное
Познание
Физическое и
оздоровительное
Здоровье
Показатели
Проявляющий
привязанность,
близким
людям,
бережное
отношение к живому
Способность понять и принять, что
такое «хорошо» и «плохо»
Проявляющий сочувствие, доброту
Проявляющий интерес к другим
детям и способный бесконфликтно
играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!»
Испытывающий
чувство
удовольствия в случае одобрения и
чувство огорчения
в
случае
неодобрения со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным
(свободным) активным действиям в
общении.
Проявляющий
интерес
к
окружающему миру.
Любознательный,
активный
в
поведении и деятельности.
Понимающий ценность жизни и
здоровья, владеющий основными
способами укрепления здоровьяфизическая культура, закаливание,
утренняя
гимнастика,
личная
гигиена, безопасное поведение и
другое;
Стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья
и здоровья окружающих.
Проявляющий
интерес
к
физическим
упражнениям
и
подвижным играм, стремление к
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура и
красота
личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Поддерживающий
элементарный
порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в
доступных действиях.
Стремящийся к результативности,
самостоятельности,
ответственности
в
самообслуживании, в быту, в
игровой
и
других
видах
деятельности
(конструирование,
лепка,
художественный
труд,
детский дизайн и другое).
Проявляющий
эмоциональную
отзывчивость
на
красоту
в
окружающем мире и искусстве.
Способный
к
творческой
деятельности
(изобразительной,
декоративно-оформительской,
музыкальной,
словесно-речевой,
театрализованной и другое)
29.2.3.2. Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения
программы.
Портрет воспитанника на этапе завершения освоения программы
Направление воспитан
ия
Патриотическое
Духовнонравственное
Ценности
Показатели
Родина, природа
Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своей
стране-России,
испытывающий
чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.
Различающий основные проявления
добра и зла, принимающий и
уважающий ценности семьи и
общества; правдивый, искренний;
способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.
Способный
не
оставаться
равнодушным к чужому горю,
проявлять заботу; Самостоятельно
различающий
основные
отрицательные и положительные
человеческие качества, иногда
Жизнь,
милосердие,
добро
прибегая к помощи взрослого в
ситуациях морального выбора.
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательное
Познание
Физическое и
оздоровительное
Здоровье
Трудовое
Труд
Проявляющий ответственность за
свои
действия
и
поведение;
принимающий
и
уважающий
различия
между
людьми.
Владеющий основами речевой
культуры.
Дружелюбный
и
доброжелательный,
умеющий
слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на
основе общих интересов и дел.
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе
творческом;
проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу в
познавательной,
игровой,
коммуникативной
и
продуктивных видах деятельности
и
в
самообслуживании;
обладающий первичной картиной
мира на основе традиционных
ценностей.
Понимающий ценность жизни,
владеющий основными способами
укрепления здоровья - занятия
физической
культурой,
закаливание, утренняя гимнастика,
соблюдение личной гигиены и
безопасного поведения и другое;
стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья
и
здоровья
окружающих.
Проявляющий
интерес
к
физическим
упражнениям
и
подвижным играм, стремление к
личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в
двигательной
деятельности.
Имеющий
представление
о
некоторых
видах
спорта
и
активного отдыха.
Понимающий ценность труда в
семье и в обществе на основе
Этико-эстетическое
Культура и
красота
уважения
к
людям
труда,
результатам
их
деятельности;
проявляющий трудолюбие при
выполнении
поручений
и
в
самостоятельной деятельности.
Способный
воспринимать
и
чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве;
стремящийся
к
отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности.
29.3. Содержательный раздел Программы воспитания.
29.3.1. Уклад образовательной организации.
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОО, определяет
мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной
деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве
дошкольного образования.
Уклад ДОУ - это её необходимый фундамент, основа и инструмент
воспитания.
В основе уклада лежат базовые инвариантные ценности, заявленные рабочей
программой воспитания. И при разработке уклада ДОО определяются собственные
(инструментальные) ценности, которые нужны для реализации базовых
(профессионализм, сотрудничество, сохранение традиций детского сада, города,
развитие творческих способностей и др.). Они, как и базовые, находят свое
отражение во всей жизнедеятельности ДОО:
● в правилах и нормах;
● в традициях и ритуалах ДОО;
● в системе отношений в разных типах общностей;
● в характере воспитательных процессов;
● в РППС.
Базовые и инструментальные ценности проявляются в формальных и
неформальных правилах и нормах ДОО.
Со временем они переходят в традиции и ритуалы ДОО. Правила, нормы и
традиции ДОО задают характер и систему отношений в общностях —
профессиональных, профессионально-родительских, детских и детско-взрослых.
Система существующих отношений, в свою очередь, определяет характер
воспитательных процессов, РППС, которые напрямую влияют на эффективность
воспитания.
Элементы уклада, которые реализуются в нашей образовательной
организации.
Правила и нормы определяют Культуру поведения в сообществах,
являются одной из значимых составляющих уклада детского сада.
Для регламентации межличностных отношений в ДОУ разработаны нормативные
локальные акты основные из них: Положение о нормах профессиональной этики,
коллективный договор, устав, правила внутреннего трудового распорядка, договор
с родителями.
В профессиональной общности в качестве уклада отношений коллектив
рассматривается как команда, которая принимает совместные решения,
обеспечивает профессиональную взаимопомощь, идет к единой цели.
Кроме того, педагогами приняты правила общения с родителями. Они
направлены на создание доброжелательной обстановки и атмосферы
сотрудничества. Это есть направленность уклада в профессионально-родительской
общности.
Для детской общности разработаны правила и нормы поведения в группах в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Формирование
навыков правильного поведения осуществляется через игры, игровые упражнения,
просмотр видеопрезентаций о дружбе, взаимопомощи, о правилах поведения.
Педагоги создают условия, при которых воспитанники должны чувствовать
себя комфортно, спокойно и защищено.
Элементы уклада Традиции и ритуалы. Мероприятия в рамках
календарного плана воспитательной работы. Событийные общесадовские
мероприятия, в которых участвуют дети всех возрастных групп (праздник мам,
социальные акции, малые спортивные игры), совместные детско-взрослые
проекты. Годовой круг праздников: государственных, традиционных праздников
культуры: «День Матери», «Новый год», «Прощание с ёлкой», «Колядки», «23
Февраля», «Масленица», «8 Марта». Тематические недели: Неделя Здоровья,
Неделя Безопасности, Неделя науки и др.;
Большое внимание уделяется празднованию Дня Победы, используя
традиции: Бессмертный полк; Свеча памяти; Письмо солдату; Рисуем Победу;
Окно Победы.
Экологические акции по формированию ценности Природа: накорми птиц,
создание «Столовой для пернатых»; Красная книга природы; сбор макулатуры
«Бумажный Бум»; «Эколята-дошколята», «Зелёный патруль», «Витамины на
подоконнике, «Разноцветные клумбы».
Применяем русские народные игры в воспитательной деятельности.
Осуществляем через режимные моменты (прогулки) и детско-взрослые проекты.
Также для приобщения к русским народным традициям используем походы в
мини-музей, к достопримечательностям города.
Традицией стало совместное оформление стен к различным датам.
На уровне группы поддерживаем традиции:
«Утренний круг» — это форма организации образовательной деятельности
взрослых и детей в режимный момент. Не только приветствие детей, создание
доброжелательной атмосферы, но и эффективное знакомство детей с
государственной символикой, учим гимн в старших группах.
«Вечерний круг» подводим итоги прошедшему дню: что планировали, что
получилось, над чем нужно поработать, отмечаем положительные моменты.
«Сказка перед сном» ритуал в младших группах.
«Новости выходного дня» - по понедельникам ребята рассказывают, как
провели выходные
Ритуал «Чествование именинника»
«Наши достижения» - на стенде вывешивается благодарности, сертификаты
детей, тем самым отмечая их успехи в различных конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах.
Таким образом, составляющие уклада, традиции и ритуалы помогают
создавать в группе атмосферу, когда дети и педагоги действительно ощущают себя
членами единого сообщества. Все Традиции объединены воспитательным
компонентом.
Система отношений разных общностей как элемент уклада в ДОУ
отражается в культуре поведения и общения со всеми участниками
образовательных отношений.
Педагоги, выстраивая работу с семьями воспитанников, традиционно
используют:
- Фотоотчет на стенде каждой группы и в группе ВКонтакте.
- видеопоздравление на праздники опубликовываем в социальных группах
- оформление газет к праздникам пап, мам, бабушек (бумажные варианты)
Содержание уклада направлено на открытые и доверительные отношения с
родителями.
Также к этому элементу уклада относится культура сетевого
взаимодействия.
Очень тесно детский сад взаимодействует с социальными партнерами.
Значимые социальные партнеры ДОУ:
- Верхнепышминский краеведческий музей
- Пожарная часть
- Детская поликлиника
- Музей военной техники
- Детская библиотека
- Сотрудничество с ГИБДД г. Верхняя Пышма
Система отношений в профессиональной общности отражается и в
наставничестве. Работа выстраивается в соответствии с Положением, программой
наставничества.
Следующий элемент уклада - характер воспитательных процессов
Данный элемент в ДОУ учитывается при организации воспитательной
деятельности. Основные принципы:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- культуросообразный характер воспитания;
-системный характер воспитания, направленный на формирование целостной
картины мира;
- применение системно-деятельностного подхода с детьми;
- непосредственное привлечение родителей к процессу воспитания.
Так реализация детско-взрослых проектов позволяет соблюдать принципы,
задействовать родителей и дает возможность деятельному участию детей в
процессе воспитания.
Также один из принципов характера воспитательных процессов - поиск
инновационных форм процесса воспитания в том числе для детей с ОВЗ.
Таким образом составляющая уклада -характер воспитательных
процессов представляет целостность и системность воспитательного процесса,
деятельностную инициативность и сотрудничество.
Элемент уклада - предметно-пространственной среда (далее ППС).
ППС выстраивается в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Направлена на
создание уголков по направлениям воспитания. Одна из основных линий
воспитывающей среды, которой в ДОУ стараются придерживаться –
участие ребенка в создании РППС, когда он сам творит, получает опыт позитивных
достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым (уголок
патриотического воспитания, экран настроения, уголки экспериментов,
ежедневные выставки самостоятельных рисунков, поделок и пр.).
Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников
к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края являются мини-музеи,
организованные в каждой группе ДОУ. Музейная педагогика рассматривается, как
ценность, обладающая исторической и художественной значимостью.
Таким образом, Уклад образовательной организации – является основой
Рабочей программы воспитания. Уклад основан на культуре, традициях, благодаря
этому рождается команда, коллектив, задается характер воспитательной среды.
29.3.2.Воспитывающая среда ДОО
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в
укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий,
предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в
процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества.
Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется
воспитывающей средой. Основными характеристиками воспитывающей среды
являются её содержательная насыщенность и структурированность.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и
структурированность.
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности,
специально организованное, управляемое и контролируемое, ориентированное на
достижение цели воспитания. На сегодняшний день особо актуально стоит вопрос
организации предметно- развивающей среды ДОУ. Среда является одним из
важнейших критериев качества образования. Она выполняет образовательную,
развивающую,
воспитывающую,
стимулирующую,
организационную,
коммуникативную функции, способствует развитию самостоятельности и
самовыражения ребенка. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки
для личностного развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ организована на
принципах:
насыщенность,
трансформируемость,
полифункциональность,
вариативность, доступность и безопасность. Важнейшим источником
эмоционального благополучия ребенка является возможность играть, рисовать,
конструировать в соответствии с собственными интересами.
Все виды игровой, познавательной, продуктивной деятельности ребенка
осуществляются через самостоятельную деятельность.
Для реализации этой деятельности в группах созданы развивающая среда
и условия для самостоятельного выбора действий детей. Активность ребенка в
условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора
деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей,
стремления к самоутверждению. Он занимается не по воле взрослого, а по
собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых
материалов. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства
уверенности в себе, ведь именно оно определяет особенности личностного
развития на ступени дошкольного детства.
В творческой мастерской предоставляется детям возможность для
использования и применения знаний и умений. Созданы разнообразные
мастерские по тематике и содержанию.
В центре «Юный художник» у детей есть право самостоятельного выбора
рода деятельности: рисование, лепка.
В группах создан Центр «Экспериментирования» для самостоятельной
познавательно-исследовательской деятельности.
В
продуктивной
деятельности,
для
самостоятельного
экспериментирования имеются материалы: конструкторы, бумага, природный
материал, игровые модули. Понять все особенности предметов ребенок может
именно в самостоятельной деятельности, проявив инициативу.
В центре «Развивай- ка» собран разнообразный дидактический материал
по развитию элементарных математических представлений, поощряем стремление
научиться делать что-то новое, помогаем спланировать действия по улучшению
результатов.
В сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальные роли, способы
взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные
социально значимые качества, а также в процессе совместных игр со сверстниками,
у ребёнка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему
в сфере общения и межличностного взаимодействия. Именно в игре ребёнок
тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится
взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, проявлять свои возможности,
определять позицию по отношению к окружающему миру и людям.
Вариативность среды достигается посредством проектирования
разнообразных пространств (для игры, конструирования, уединения или
двигательной активности), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, что бы ребёнок в течение
дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Таким образом, в условиях развивающей среды формируется личность
ребенка. Воспитанник реализует свое право на свободу выбора деятельности,
действует, исходя из своих интересов и возможностей. В таком подходе к
организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития,
самореализации подрастающей личности.
29.3.3.Общности ДОУ
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми,
основанной на разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях,
определяющих цели совместной деятельности.
Профессиональная общность – это единство целей и задач воспитания,
реализуемое всеми сотрудниками ДОУ. Сами участники общности должны
разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой
эффективности
такой
общности
является
рефлексия
собственной
профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
– быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и
поведения;
– побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
– поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными
детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
– заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на
основе чувства доброжелательности;
– содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить
проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться,
проявлять внимание к заболевшему товарищу;
– воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательность и пр.);
– учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
– воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и
всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие
ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная
задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую
поведение ребенка сильно различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения
воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в
дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и
полноценного развития и воспитания.
Субъектом воспитания и развития детей дошкольного возраста
является детско-взрослая общность.
Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как
к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех
участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания
ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и
нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются
ребенком
и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в
зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие
полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает
способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению
дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.
Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок
впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои
желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его
успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно создавать в детских
взаимоотношениях дух доброжелательности, развивать у детей стремление и
умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим
поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские
общности. В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со
старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со
старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания,
следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения
с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для
подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая
уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая
психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная
обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это
необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель соблюдает нормы профессиональной этики и поведения:
педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и
детей первым;
улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки;
педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за
поведение детей в детском саду;
тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
уважительное отношение к личности воспитанника;
умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же
время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с
детьми;
умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада;
знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Педагог имеет право следовать за пожеланиями родителей только с точки
зрения возрастной психологии и педагогики.
29.3.4 Задачи воспитания в образовательных областях
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО:
Образовательная
область
«Социально-коммуникативное
развитие»
соотносится с патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым
направлениями воспитания;
Образовательная область «Познавательное развитие» соотносится с
познавательным и патриотическим направлениями воспитания;
Образовательная область «Речевое развитие» соотносится с социальным и
эстетическим направлениями воспитания;
Образовательная
область
«Художественно-эстетическое
развитие»
соотносится с эстетическим направлением воспитания;
Образовательная область «Физическое развитие» соотносится с физическим
и оздоровительным направлениями воспитания.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро»,
«Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач
нескольких направлений воспитания:
воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному
краю, своей стране;
воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным
представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа,
к нравственным и культурным традициям России;
содействие становлению целостной картины мира, основанной на
представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;
воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию,
общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила,
активной личностной позиции.
создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально
значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;
поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой
задачи;
формирование способности бережно и уважительно относиться к
результатам своего труда и труда других людей.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения
образования для человека, общества, страны;
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и
достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
воспитание уважения к людям - представителям разных народов России
независимо от их этнической принадлежности;
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны
(флагу, гербу, гимну);
воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края,
родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое
развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота»,
что предполагает:
владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе
правила и нормы культурного поведения;
воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать
красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном
языке).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Красота», «Культура», «Человек», «Природа», что предполагает:
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к
различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового,
социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в
соответствии с возрастными особенностями);
приобщение к традициям и великому культурному наследию российского
народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия
ценностей «Красота», «Природа», «Культура»;
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира
ребёнка;
формирование целостной картины мира на основе интеграции
интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми;
создание условий для выявления, развития и реализации творческого
потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его
готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми
(детьми и взрослыми).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое
развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что
предполагает:
формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни,
здоровье и физической культуре;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу
жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию
организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами;
воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и
волевых качеств.
29.3.5 Формы совместной деятельности в образовательной организации.
29.3.5.1. Работа с родителями (законными представителями)
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно
признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в
соответствии с ФГОС ДО, сотрудничество с родителями является одним из
основных принципов дошкольного образования.
Нельзя
забывать,
что
личностные
качества
(патриотизм,
доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье,
поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях,
их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании
детей, приобщении к социокультурным нормам. Поэтому активное включение
родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать
все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений.
Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОУ и семьи по
созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.
Задачи:
1.
Повысить
компетентность
родителей
в
вопросах
р
азвития личностных качеств детей дошкольного возраста.
2.
Оказать
психологопедагогическую
поддержку
родителям
в воспитании ребенка.
3.
Объединить
усилия
педагогов
и
семьи
по
восп
итанию дошкольников посредством совместных мероприятий.
Основные формы и содержание работы с родителями:
1. Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи,
выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует
установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на
ребенка.
2. Консультации. Это самая распространенная форма психологопедагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные
и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно
применяются консультации-презентации с использованием ИК-технологий.
3. Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой
педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В
результате у родителей формируются педагогические умения по различным
вопросам воспитания детей.
4. Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. В соответствии с
годовым планом (при условии соблюдения требований СанПин) проводятся
совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное
дело всех участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются
отношения родителей и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей.
5. Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия
родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам
обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.
6. Родительский клуб, для детей с ОВЗ. Через данную форму работы
формируется повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем
приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений;
предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем;
создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и
полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений,
способствующих формированию равноправных партнёров.
29.3.5.2 События образовательной организации
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором
активность взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного опыта
переживания той или иной ценности. Событийным может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа,
общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности
ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению
ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы
стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и
принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.
Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную
работу, он должен быть направлен взрослым.
Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог
продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих
действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа,
общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные
педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным
планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией развития конкретного
ребенка.
Проектирование событий в ДОУ реализуется в следующих формах:
– разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый
спектакль,
построение
эксперимента,
совместное
конструирование, спортивные игры и др.);
– проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими,
ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных
практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий,
культурных традиций народов России;
– создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из
соседнего детского сада и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества.
Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей
группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым
ребенком.
29.3.5.3. Совместная деятельность в ДОУ
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей
формой организации совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению
ООП ДО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего
времени пребывания ребёнка в ДОО.
Основные виды организации совместной деятельности в ДОО:
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация,
составление рассказов из личного опыта;
чтение художественной литературы с последующим обсуждением и
выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов
наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюдыинсценировки;
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр
видеороликов, презентаций, мультфильмов;
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или
авторских, детских поделок и тому подобное),
экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное),
посещение спектаклей, выставок;
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и
другие); демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный
пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение,
тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).
29.3.6. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает федеральную,
региональную специфику, а также специфику ДОУ и включает: оформление
помещений, оборудование; игрушки.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе
ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания, и
способствует их принятию и раскрытию ребенком:
- включены знаки и символы государства, региона, города и организации.
- отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности социокультурных условий, в которой находится организация.
- экологична, природосообразна и безопасна.
- обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей.
- обеспечивает ребенку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний,
необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
- обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей
воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда
ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.
- обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
- предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями региональной культурной традиции.
- ППС ДОУ гармонична и эстетически привлекательна, безопасна.
Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам
воспитания детей дошкольного возраста. Оформление интерьера помещений
детского сада (холла, коридоров, залов, групповых помещений) периодически
обновляется. На стенах детского сада регулярно сменяемые экспозиции:
совместные творческие работы детей и родителей, позволяют реализовать
творческий потенциал воспитанников, знакомит с работами друг друга;
фотоотчеты об интересных событиях. Озеленение территории детского сада,
разбивка клумб, оборудование игровых площадок, доступных и приспособленных
для детей дошкольников, позволяет разделить пространство на зоны активного и
тихого отдыха Благоустройство помещений групп осуществляется с учетом всех
требований к созданию предметно-пространственной развивающей среды. Вся
образовательная среда разделена на центры, что позволяет воспитанникам
выбирать себе занятие по собственному желанию. Имеются зоны для сюжетноролевых игр, для более спокойных настольных и конструкторских игр, а также
уголки уединения. При создании среды педагоги имеют возможность проявлять
творчество и инициативу, а так же привлечь родителей. К праздникам и
знаменательных мероприятиям, при смене сезона, педагоги оформляют
пространство групповых помещений, зала. Регулярно проводятся творческие
конкурсы, смотры и проекты, направленные на создание условий: смотр уголков
группы, конкурс дидактических игр, лучший участок и др.
29.3.7. Социальное партнерство
МАДОУ «Детский сад № 3» активно сотрудничает со структурами города,
округа и муниципалитета. Целью совместной деятельности сторон является
повышение уровня квалификации педагогов; создание благоприятных условий для
позитивной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении;
воспитание актуального обучения детей, охрана и укрепление их здоровья;
формирование эмоционально-целостного отношения к историко-культурному
наследию; обеспечение интеллектуального, физического и личностного развития
детей.
1. Врачи
узкой
специализации
из
детской
поликлиники
проводят
профилактические осмотры детей. Фельдшер проводит ежедневный осмотры,
планирует и организует проведение прививок.
2. Детская библиотека: использование фонда библиотеки для организации занятий,
экскурсий с детьми, воспитателями и родителями. Совместное проведение
внутреннего конкурса чтецов в старшей группе.
3. ОГИБДД МО МВД России Верхнепышминский: профилактика детского
дорожного травматизма на дорогах города. Пропаганда соблюдений правил
дорожного движения детьми и их родителями (законными представителями).
4. Отдел государственного Пожарного Надзора ГО Верхняя Пышма: профилактика
пожарной безопасности. Пропаганда соблюдения правил пожарной безопасности
детьми и их родителями (законными представителями).
5. Верхнепышминский исторический музей: познавательные экскурсии с детьми,
воспитателями и родителями.
6. Спортивная Школа Олимпийского Резерва по велоспорту «Велогор»:
проведение спортивных мероприятий совместно с тренерами спортивной
школы.
29.4. Организационный раздел Программы воспитания
29.4.1. Кадровое обеспечение
Для реализации цели и задач рабочей Программы воспитания штат МАДОУ
«Детский сад № 3» укомплектован квалифицированными кадрами, в т. ч.
руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административнохозяйственными работниками.
Руководящие работники:
Заведующий
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части
Педагогические работники МБДОУ:
Воспитатели;
Музыкальный руководитель;
Инструктор по физической культуре
Педагог-психолог;
Учитель-логопед;
Помощник воспитателя
Одним из главных условий качества воспитания является профессионализм
воспитателя, так как для развивающей личности ребенка воспитатель является
знаковой фигурой. Воспитатель изо дня в день взаимодействует с ребенком,
помогает ему в социальной адаптации, в самоопределении, в конструктивном
разрешении проблемы, в развитии положительных личностных качеств и развитии
в целом. Деятельность воспитателя носит гуманистический характер. Необходимо
развить в ребенке нравственное представление о себе и социуме, развить умение
выстраивать взаимоотношения, умение следовать установленному порядку и
дисциплине.
При организации инклюзивного образования в группах компенсирующей
направленности в МАДОУ «Детский сад № 3» предусмотрена должность учителялогопеда, имеющего соответствующую квалификацию.
Для формирования успешной личности воспитанников необходимо
психолого-педагогическое сопровождение. Для этого в штатном расписании
МАДОУ «Детский сад № 3» введена штатная единица педагога-психолога.
Психолого- педагогическое сопровождение ребенка обеспечивает поддержку в
затруднительной ситуации, защиту в агрессивной обстановке и помощь в принятии
необходимых решений. Суть сопровождения – идти рядом с ребенком помогая
нужным советом при возникновении трудностей, но без контроля и навязывания
своих представлений и убеждений. Главное помочь ребенку раскрыться и познать
себя. Показывать положительные примеры своими действиями, суждениями и
поступками. Главной целью такого сопровождения является формирование
социальных и личностных качеств, способствующих эффективной реализации
ребенка как личности
В целях повышения качества воспитательного процесса в МАДОУ «Детский
сад № 3» созданы условия для профессионального развития педагогических и
руководящих кадров, обеспечения повышения квалификации педагогических
работников.
Ответственными за то или иное мероприятие (событие) могут быть как
представители администрации, так и педагоги МАДОУ.
Разделение функционала, связанного с организацией и реализацией
воспитательного процесса:
Наименование должности (в соответствии
со штатным расписанием ДОУ)
Заведующий детским садом
Функционал, связанный с
организацией и реализацией
воспитательного процесса
управляет воспитательной
деятельностью на уровне
ДОУ;
создает условия,
позволяющие
педагогическому составу
реализовать воспитательную
деятельность;
проводит анализ итогов
воспитательной
деятельности в ДОУ за
Заместитель заведующего по
воспитательной и методической
работе
учебный год;
регулирование
воспитательной
деятельности в ДОУ;
контроль за исполнением
управленческих решений по
воспитательной
деятельности в ДОУ (в том
числе осуществляется через
мониторинг качества);
организации воспитательной
деятельности в ДОУ);
разработка необходимых для
организации воспитательной
деятельности в ДОО
нормативных документов
(положений, инструкций,
должностных и
функциональных
обязанностей, проектов и
программ воспитательной
работы и др.);
анализ возможностей
имеющихся структур для
организации воспитательной
деятельности;
планирование работы в
организации воспитательной
деятельности;
организация практической
работы в ДОУ в соответствии с
календарным планом
воспитательной работы;
проведение мониторинга
состояния воспитательной
деятельности в ДОУ
совместно с Педагогическим
советом;
организация повышения
квалификации и
профессиональной
переподготовки педагогов для
управленческой
компетентностей;
проведение анализа и контроля
воспитательной деятельности,
распространение передового
Педагог-психолог
опыта других образовательных
организаций;
формирование мотивации
педагогов к участию в
разработке и реализации
разнообразных образовательных
и социально значимых
проектов;
информирование о наличии
возможностей для участия
педагогов в воспитательной
деятельности;
наполнение сайта ДОУ
информацией о воспитательной
деятельности;
организация повышения
психолого-педагогической
квалификации воспитателей;
организационнокоординационная работа при
проведении общесадовых
воспитательных мероприятий;
участие обучающихся в
районных и городских,
конкурсах и т.д.;
организационно-методическое
сопровождение воспитательной
деятельности педагогических
инициатив;
создание необходимой для
осуществления воспитательной
деятельности инфраструктуры;
развитие сотрудничества с
социальными партнерами;
стимулирование активной
воспитательной деятельности
педагогов;
оказание психологопедагогической помощи;
осуществление
социологических исследований
обучающихся;
организация и проведение
различных видов
воспитательной работы;
подготовка предложений по
поощрению обучающихся и
педагогов за активное участие в
воспитательном процессе;
Воспитатель
Инструктор по
физической культуре
Музыкальный
руководитель
Учитель-логопед
Помощник воспитателя
обеспечивает занятие
обучающихся творчеством,
медиа, физической культурой;
формирование у обучающихся
активной гражданской позиции,
сохранение и приумножение
нравственных, культурных и
научных ценностей в условиях
современной жизни, сохранение
традиций ДОУ;
внедрение здорового образа
жизни;
организация работы по
формированию общей культуры
будущего школьника;
внедрение в практику
воспитательной деятельности
научных достижений, новых
технологий образовательного
процесса;
организация участия
обучающихся в мероприятиях,
проводимых районными,
городскими и другими
структурами, в рамках
воспитательной деятельности;
совместно с воспитателем
обеспечивает занятие
обучающихся творчеством,
трудовой деятельностью;
участвует в организации
работы по формированию
общей культуры будущего
школьника;
29.4.2.Нормативно-методическое обеспечение Программы воспитания
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного
обеспечения реализации программы воспитания в ДОУ включает:
- Федеральный закон от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г., ФГОС ДО).
Основные локальные акты:
- Основная общеобразовательная программа- образовательная программа
дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 3»;
Методическое обеспечение и оснащение педагогического процесса
соответствует
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования МАДОУ «Детский сад № 3»; комплексно-тематическое планирование;
методические пособия для педагогов по всем направлениям развития ребенка;
наглядно-дидактические пособия; электронные образовательные ресурсы
(презентации, фильмы, репродукции картин и т.д.) Учебно- методический
комплект, который постоянно обновляется и совершенствуется.
29.4.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОО не зависит от
наличия (отсутствия) у ребёнка особых образовательных потребностей.
В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат традиционные ценности
российского общества. Созданы особые условия воспитания для отдельных
категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с
инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из
социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей
мигрантов, и так далее), одаренные дети и другие категории.
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной
системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных
особенностей
(психофизиологических,
социальных,
психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему
оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОУ и основанием для
проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада ДОУ инклюзивное образование – это идеальная норма для
воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие,
взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная
ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками
образовательных отношений в ДОУ.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная
для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОУ обеспечивает
возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского
сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность
демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и
смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми,
родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном
образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества
в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детскородительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков,
формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность
каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников
и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития
каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях
группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность
ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание
ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и
взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в ДОУ,
реализующую инклюзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах
детской деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к
воспитанию ребенка.
Программа предполагает создание следующих условий, обеспечивающих
достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с
детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с
особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора
деятельности, партнера и средств; учитываются особенности деятельности,
средств её реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых
категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития
ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости
развития личности ребёнка, создание условий для самоопределения и
социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию
особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их
индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального
благополучия;
4) доступность
воспитательных
мероприятий,
совместных
и
самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом
особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка; речь идет не
только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные
условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребёнку с
особыми образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания
ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.