09.12.2022
Лекция для педагогов на тему: «Правовые основы противодействия коррупции. Антикоррупционная политика в области образования»
Цель: систематизировать представление педагогов о правовых основ
противодействий коррупции и антикоррупционной политики в области образования.
Литература:
1. Постановление
Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов» (ред. от 27.11.2013 г.)
2.
Приказ Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки от 28.11.2014 N 1806 «Об организации работы "телефона
доверия" по вопросам противодействия коррупции».
3.
. Закон Ставропольского края от
04.05.2009 N 25-кз (в ред. 11.02.2014 г.)
"О противодействии коррупции в Ставропольском крае" (принят
Государственной Думой Ставропольского края 22.04.2009)
Уважаемые
коллеги!
В словаре русского языка
Ожегова коррупция трактуется как
"моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в
незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными
структурами".
Международные нормативно-правовые
акты трактуют понятие коррупции в
как злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды. Безусловно, данное
понятие шире, чем определение российского законодательства, это позволяет
охватить больший круг противоправных деяний.
Современные исследователи стремятся
уточнить содержание понятия «коррупция»,
проанализировать и систематизировать основные подходы к ее исследованию;
осуществить типологию коррупционных действий и отношений; охарактеризовать
влияние коррупции на функционирование и развитие общественных систем; раскрыть
социокультурные основания коррупционных действий и отношений в современной
России; проанализировать и систематизировать формы проявления коррупции в
современном российском обществе; оценить праксеологические возможности
различных антикоррупционных концепций и программ.
Коррупция, рассматриваемая в первую очередь, как социальный
феномен, представляет собой использование государственными служащими их
должностного положения в личных корыстных целях и приносящее ущерб
государственным и общественным интересам. Она является специфическим компонентом
изменчивой структуры отношений между государством и обществом.
Аномально высокий уровень развития коррупционных отношений в современной
России обусловлен как жестким доминированием, господством интересов
государственного аппарата над интересами общественных (гражданских) структур и
частных лиц, так и доминирующими в общественном сознании субъективными оценками
и ценностными установками, рассматривающими совершение коррупционных действий в
качестве обычного, «нормального» вида поведения.
Нынешний этап развития системы
властных отношений в российском обществе характеризуется воспроизводством
множества форм проявления коррупционной
деятельности, к которым относятся взяточничество, теневой лоббизм,
фаворитизм и непотизм (использование личных связей и влияния), коррупционный
протекционизм, различные способы незаконного присвоения публичных средств для
частного использования и - политическая
коррупция. Наличие этого видового многообразия коррупционных моделей и их
устойчивого воспроизводства в значительной степени задано теми социокультурными
основаниями, которые следует учитывать в процессе реализации антикоррупционной
деятельности в современном российском обществе.
Виды
действий квалифицируются как взяточничество.
ü имущественный характер выгоды;
ü незаконность ее предоставления;
ü предоставление
такой выгоды за совершение действий (бездействия),
связанных с использованием служебного положения должностного
лица;
ü получение ее должностным лицом.
Уголовную
ответственность влечет взятка, которая может быть как явной, так
и прикрытой (замаскированной, завуалированной).
Прикрытая
взятка дается, например, под видом
подарков родственникам. «Если имущественные выгоды в
виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены
родным и близким должностного лица с его
согласия либо если он не возражал против этого и
использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя,
действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки».
Если
в качестве предмета взятки
используются материальные ценности и вещи, оборот которых в
РФ запрещен или ограничен, это ставит в обязанность
правоприменителю дополнительно квалифицировать взяточничество по
совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями УК РФ, которыми
установлена ответственность за их незаконный оборот.
Когда
предметом взятки являются
предметы, изъятые из оборота, то содеянное квалифицируется
по совокупности с преступлением, представляющим собой незаконный
оборот соответствующих предметов.
предмет
взятки — драгоценные
металлы
В
случаях, если взяткополучатель
является должностным лицом, в обязанности которого входит контроль
за оборотом предметов, изъятых из оборота, то содеянное необходимо
дополнительно квалифицировать по ст.ст. 285 и 286 УК РФ, поскольку взяткодатель
совершает еще и злоупотребление должностными полномочиями и превышение
власти. Здесь обязанности должностного лица определяются его служебными
полномочиями и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо
наделено в силу занимаемой должности.
Формы коррупционных и экономических
преступлений в образовании.
·
Формы коррупционных и экономических
преступлений в образовании: нецелевое использование и хищение бюджетных
средств;
·
злоупотребление и превышение должностных
полномочий; мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного
положения;
·
получение и дача взятки; изготовление и
сбыт поддельных документов об образовании; использование заведомо подложных
дипломов о высшем образовании;
·
совмещение государственной и муниципальной
службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях и
др.
В
Докладе Общественной палаты «Об эффективности проводимых в Российской Федерации
антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в
реализации антикоррупционной политики за 2012 год», отмечено, что в сфере
образования имеются следующие области, где наиболее ярко заметны проявления
коррупции:
– прием
в образовательные организации (в детские сады, коррекционные детские сады,
школы, образовательные учреждения среднего профессионального образования и
высшего образования);
–
перевод обучающихся внутри образовательных организаций и между образовательными
организациями; отчисление обучающихся из образовательных организаций в связи с
не освоением ими образовательной программы;
–
подготовка и сдача курсовых, дипломных работ, подготовка и защита диссертаций;
–
проведение промежуточной и итоговой аттестации, в первую очередь ЕГЭ,
проведение итоговой аттестации в высших учебных заведениях;
–
привлечение дополнительных финансовых средств, связанное с получением
необоснованных финансовых выгод за счет обучающегося, в частности, получение
пожертвований на нужды детских садов и школ, как в денежной, так и в
натуральной форме, расходование полученных средств не в соответствии с уставными
целями некоммерческой организации и т.п.;
–
создание преференций детям из обеспеченных семей, из семей чиновников в детском
саду или школе в ущерб иным обучающимся детям;
–
лицензирование и государственная аккредитация образовательных организаций;
– распределение
государственных (муниципальных) заданий между подведомственными учреждениями,
реструктуризация сети образовательных учреждений;
–
утверждение в качестве рекомендованных структурами Министерства науки и
образования учебников и учебных пособий;
– прием
работников в образовательную организацию, привлечение исполнителей по
гражданско-правовым договорам;
–
использование имущества образовательных организаций;
-
повышенные коррупционные риски при принятии решения о назначении стипендий,
переводе с платной формы обучения на бесплатную;
-
существенно повышаются коррупционные риски в случаях, когда родственники, члены
семьи выполняют в рамках одной образовательной организации
исполнительно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Что относится к основным причинам
коррупции в образовании.
Основные причины
коррупции в образовании:
- несовершенство
законодательства и пробелы правового регулирования в области образования;
- недостатки
организационно-контрольных механизмов;
- ряд социально-экономических
проблем, не разрешаемых на протяжении нескольких лет;
- отсутствие
последовательного и системного подхода в борьбе с коррупцией в отрасли;
- неразвитость
институтов гражданского общества, гражданская пассивность (инфантилизм),
правовой нигилизм граждан;
- непрозрачность системы
образования в целом, эффективности расходования бюджетных средств (отсутствие
общественной экспертизы принимаемых решений);
- отсутствие реальных
механизмов участия общества в реализации принципа государственно-общественного
характера управления образованием;
- разобщенность школы и
общественных организаций, призванных обогатить опыт детей и молодежи реальной
практикой гражданского служения обществу.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.01.2023
Дата обновления: 13.02.2023
Дата публикации: 09.12.2022