23.01.2024
Речевые
нарушения у детей являются одной из серьезных проблем нашего
времени. Всё чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что
их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а
милая и забавная, для родителей, картавость – отклонение от нормы, которое
будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то,
что с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. В чем же причина
этого явления в наш просвещенный век?
Нарушение речи
определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной
языковой среде. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а
закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного
логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на
его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в
школе.
От чего зависят речевые нарушения, с чем
они связаны?
Речевые нарушения
разнообразны, они зависят:
·
от
сложности анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и
протекании речи;
·
от
тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой;
·
от
социальной обусловленности речи в отношении как её формы, так и содержания.
Нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее
«ранимой» речь оказывается у детей.
Причины речевых нарушений
·
Различная
внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее
грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель
до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при
беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови
по резус-фактору и др.
·
Родовая
травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным
кровоизлияниям.
·
Различные
заболевания впервые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения
мозга возникают речевые дефекты различного типа.
Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные
заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
·
Травмы
черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
·
Наследственные
факторы.
В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего
нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной
недостаточностью.
·
Неблагоприятные
социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической
запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и
дефициту в развитии речи.
Отрицательное воздействие на формирование речи может оказать
неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты речи
взрослого (родителей, воспитателей…), ограниченное языковое общение с ребенком.
Беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные игры, где ребенок, подражая
взрослому, развивает и совершенствует свою речь, – если в семье этого нет или
присутствует в ограниченном объеме, то у ребенка формируется задержка речевого
и психического развития. Плохое воздействие на развитие речи детей раннего
возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает телевидение, если оно заменяет общение
с близким человеком (мать, отец, брат, сестра, бабушки, дедушки). Ребенок при
просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию (хорошо,
если положительную), сам не участвует в игре, в сказке, не может задать вопроса
– он молчит.
Чем больше он «общается» с телевизором, тем больше он молчит, тем
более тормозится его речевая активность. Для детей более старшего возраста (5-7
лет) длительные телевизионные просмотры также вредны для формирования речи, так
как самый активный период речевого развития происходит до 7 лет. Выбирайте для
своего ребенка телепередачи и видеофильмы сами. Смотрите с ним, поясняйте и
рассуждайте вместе. Ограничивайте телевизионное общение во времени (от 15 минут
до 1 часа): или один фильм, или одна сказка.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться
причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком
положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму
родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется
неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь,
приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Основные виды речевых нарушений
Речевые нарушения можно разделить на
четыре основных вида:
• нарушение звукопроизношения;
• нарушение ритма и темпа речи;
• расстройства речи, связанные с
нарушением слуха;
• недоразвитие речи или утрата ранее
имевшейся речи.
Когда необходимо обратиться за помощью к
специалистам?
К концу первого
года жизни при сохранном слухе у ребёнка начинает развиваться понимание речи.
Если этого не происходит, то есть малыш не включается в работу по подражанию
действиям и речи взрослых, не активен в занятиях с игрушками, то можно
заподозрить недоразвитие интеллекта.
В данном случае больше будет страдать смысловая сторона речи,
поэтому основная помощь должна быть направлена на развитие познавательных
интересов.
Если у ребёнка в 2
года нормальный слух, а речь не развита, ему необходимо активное общение со
взрослыми посредством жестов и любых звуков, и тогда в ближайшем будущем у
малыша должны будут появиться слова.
Ребёнку 2 года 7
месяцев, а он ещё не говорит? Надо начинать специальные занятия, чтобы
сформировать потребность в разговоре. В этом возрасте, если у малыша есть
проблемы с речью, его необходимо показать специалистам и обследовать.
Взрослым ни в коем
случае нельзя упрекать ребёнка за то, что он испытывает те или иные затруднения
в процессе речевого общения, так как это может вызвать страх перед
необходимостью говорить, боязнь допустить ошибку. Малыша надо поощрять и
поддерживать малейшие попытки пользоваться словами. Следует специально
создавать такие ситуации, при которых кроха вынужден, будет что-либо говорить.
Если при сохранном
слухе и нормальном интеллекте к трём годам у ребёнка отсутствует фразовая речь
или он использует неправильные предложения, можно говорить о системных
нарушениях речи (в понимании значения слов, их изменении, применении).
Речь таких детей
лучше развивается в процессе какой-либо деятельности, поэтому надо проводить
совместные игры, привлекать малыша к труду по дому, читать ему простые по
содержанию книги, давать комментарии всему, что видит и делает ребёнок. При
общении с малышом надо использовать простые немногословные предложения, а слова
для повторения должны употребляться в разных падежных формах.
Если у
четырёхлетнего малыша звукопроизношение значительно отстаёт от нормы, то есть в
речи присутствуют многочисленные замены: вместо шипящих произносятся свистящие
(ш—с, ж—з, щ—с), звук р заменяется на л, ль или й, замены твёрдых согласных
соответствующими мягкими, — это свидетельствует о нарушении фонематического
слуха и, соответственно, о необходимости проводить занятия с целью его
развития.
Также может
отмечаться искажённое произношение отдельных согласных звуков: р
горловое; р одноударное (то есть произносимое без вибрации кончика языка);
л
двугубное, похожее на английское w; свистящие звуки с, з, ц, произносимые с
просовыванием кончика языка между зубами. Эти дефекты речи не являются
возрастными и сами по себе не исчезнут, поэтому родителям не надо откладывать
их исправление на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильное
произношение.
Первое время
малыш в одних словах может произносить звук так, как надо, а в других —
по-прежнему заменять его. Роль взрослых — поправлять малыша и просить повторить
слово верно. При закреплении звука используются те слова, которые ребёнок
произносит правильно.
К пятилетнему
возрасту неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие
любознательности, бедный словарный запас могут говорить о задержке психического
развития (ЗПР).
По мнению многих
специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного
звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление
многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие,
более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.09.2024
Дата обновления: 13.09.2024
Дата публикации: 23.01.2024