11.03.2024
Родителям четко надо
усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с
момента его нахождения в утробе матери.
Очень важно как можно больше говорить
с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните - он
запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется
активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка.
Речевые проблемы - это
бич нашего времени. Нужно насторожиться, если ребенок примерно к 1 году 2
месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова ("ба",
"да" и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года
малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нужно бить тревогу,
если ребенок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов,
простые и сложносочиненные.
Для
того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям
необходимо знать этапы развития речи ребенка.
Примерный
возраст и умения ребенка
4 месяца:
Произносит гласные звуки, близкие к "а", "ы",
"у", возможно с сочетанием с согласным "г"(гулит).
8 месяцев:
Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное.
10 месяцев: Произносит
серии одинаковых слогов: "дядядя",
"бабаба","мамама" (лепечет).
1 год 2 месяца:
Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет
произносить: "ба", "дя" и т.п. Реагирует на свое имя.
1 год 6 месяцев: "Говорит
на своем языке" - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих
слова. Знает, кто такие "папа", "мама", "деда",
"баба" и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные
или двухсложные слова: "папа", "мама", "на",
"да", "дай" и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и
т.д., те же части тела показывает и других.
1 год 8 месяцев: Активно
произносит двухсложные слова: "тетя", "кися" и т.п.
Стремительно растет словарный запас.
1 год 10 месяцев: Произносит
двухсложные слова и два слога их
трехсложных слов
("синя" - машина). При произношении слов опускает первый звук в слове
или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для
обозначения места.
2 года - 2 года 2
месяца: Говорит словосочетания: "мама
Лена". Строит предложения из двух слов: "мама, дай", "баба,
ди (иди)". Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова.
Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои
просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов:
"положи мяч стол". Использует дательный падеж для обозначения лица:
"дай Вове", обозначает направление, опуская предлог: "иди
маме".
Использует творительный
падеж в значении орудийности действия: "бить молотком", предложный
падеж со значением места: "лежит сумке".
2 года 2 месяца - 2
года 6 месяцев:
Произносит простые предложения из трех - четырех слов. Сложносочиненные
предложения: "это мой большой мишка". Начинает употреблять в речи
предлоги.
3 года:
Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит
многословные, в том
числе сложноподчиненные предложения: "когда папа придет с работы, мы
пойдем гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает
забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый
"кризис трех лет". Родители должны понимать, что в этот период малыш
просто учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из
конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача
родителей - проявить терпение и понимание.
4 года:
В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами,
согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Постепенно уходят
дефекты звукопроизношения.
5 лет:
В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы,
овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа,
прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят
сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа.
Образуют прилагательные от существительных (железо-железный). Заканчивается формирование
правильного произношения согласных.
6 лет:
Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного
языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют
наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком,
выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение
активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен
самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.09.2024
Дата обновления: 13.09.2024
Дата публикации: 11.03.2024