18.09.2024
Консультация для родителей: «Защита прав детей в семье»
Цели:
познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав
ребенка. Способствовать эмоциональному контакту между педагогами, родителями и
детьми.
Задачи:
·
довести до родителей истину, что право и
обязанность воспитания детей принадлежит им;
·
пополнить знания родителей о воспитании детей
общедоступными научными сведениями;
·
оказывать помощь в разумном выстраивании
отношений с ребенком;
·
закрепить знания о правах детей;
·
организовать совместную деятельность родителей.
Дорогие
родители! Сегодня мне хотелось обсудить вопросы взаимодействия детей и
родителей, в соответствии с международными нормами о правах ребенка.
Поскольку
ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». «Семья —
группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими
интересами. Ценность семьи как
важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала
сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные
духовные ценности человека, возможно сохранить только в семье, а передать их,
только через детей.
Сегодня мы
собрались, чтобы поговорить на очень важную актуальную тему: это – права
человека, права ребенка. Такая тема выбрана мной не случайно. Ведь благодаря
праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать,
поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдение своих прав.
Давно, очень давно, еще в древние времена у
людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек
отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника,
желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди
поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории
человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".
О правах человека как такового начали
задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые
демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много
лет. Вопрос регулирования прав детей в России возник во второй половине 19
века. К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детей в силу
тех или иных причин в тот период не получили поддержки и дальнейшего развития.
В современном мире каждый цивилизованный,
образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать
свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и
уважать права других людей.
С древних времен человечество понимало, что
жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители в своих трудах писали о
проблеме защиты детей. С наступлением 21 века во всем мире эта проблема стоит
особенно остро, так как социально-экономическая ситуация в современном мире
отражается прежде всего на детях. Как защитить права ребенка, сохранить тем
самым генофонд нации, спасти поколение, которое должно прийти на смену.
Очень
часто в последнее время в СМИ, телевидении извещают об очередном факте
нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не
в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в
правоприменении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок –
равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого
человека, нужно знать, уважать и не нарушать. Порой родители не знают Конвенции о
правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать
их в жизни.
У
ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для
нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех
уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Каждое
государство живет по своим законам. И наше государство, тоже живет по своим
законам. Все законы записаны в книге, которая называется Конституцией
Российской Федерации. В ней записаны все наши с вами права и обязанности.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция
прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя
обязательства заботиться о детях, их здоровье, благополучии, образовании и
всестороннем развитии.
Конвенция – это соглашение по специальному
вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, т.е.
подписали договор. В ней 54 статьи. Она была принята 20 ноября 1989г. Вступила
в силу 2 сентября 1990г.
Конвенция признает за каждым ребенком
независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных
убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое
право:
– на
воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества и тд.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и
обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей,
их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии
решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
ДЕКЛАРАЦИЯ – документ, который
защищает наши права. Она была принята тоже ООН, но на много лет раньше 10
декабря
Если раньше система общественного воспитания
фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители
целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно
Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по
воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание,
здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное.
Наиболее
значимые ценности, определяющие содержание семейного воспитания: семья, уклад и
традиции семьи, право ребёнка на семью, родительский дом, родословная,
отцовство и материнство, авторитет отца и матери, родительская любовь и забота,
защищённость ребёнка в семье, забота о престарелых, младших, больных,
инвалидах.
Часто во многих капризах и шалостях малыша
мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время.
Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу
особенностей своего возраста и характера.
Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической
беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим
вырастить своего ребенка? Я думаю, что никто и зав не хотел бы видеть своего
ребенка злым и жестоким.
Вот поэтому в воспитании своих
детей надо начинать не с высокопарных слов и непомерных их возможностям
требований, а самого малого. Надо категорически запретить детям бить и обижать
других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья
и кустарники.
Уважаемые родители! Говорят, не ошибается
только тот, кто ничего не делает. Но мы иногда не имеем права на ошибку: ведь
от этого зависит счастье, здоровье, а порой и жизнь наших детей. При дефиците любви становится
наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
В завершении хочу процитировать слова
писателя А. Лиханова: «Право ребенка на жизнь и право на родительство – это
неотъемлемые права любого человека, а ребенок – поперед всего. Но ведь не суд же, не слепая Фемида,
обеспечат ему эти права, а мы, зрячие – родители, педагоги, соседи, прохожие.
Насколько мы зрячие? Это не простой вопрос…».
Любите своих
детей и спасибо за внимание.
Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию
детско-родительских взаимоотношений.
Упражнение
"Кто здесь собрался?"
Каждый
родитель по кругу придумывает свой вариант ответа на вопрос "Кто здесь
собрался?"
А сейчас, давайте немного отвлечемся, сделаем
приятное друг другу и поиграем. Давно играли? Передаем часть своего сердца и
говорим кто здесь сегодня собрался… Вы знаете, когда о человеку или группе
людей говорят только хорошее, это заранее настраивает на оптимизм и успех.
Упражнение
"Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок"
Родителям
предлагается выбрать из набора игрушек, куда входят куклы, настольно-печатные
игры, мяч, скакалка, машина, музыкальная игрушка и т. д., ту, с которой больше
всего любит играть их ребенок. Родители поясняют свой выбор.
Упражнение
дает участникам группы прекрасный повод для обратной связи: каждый из них может
узнать, как он воспринимается в качестве родителя по первому впечатлению.
.Игра
"Какой он – мой ребенок"
У каждого
ребенка есть свои интересы, потребности, желания. И сейчас мы узнаем, как
хорошо вы знаете своих детей. Ваши дети заранее написали вам, что они любят.
Упражнение
"Моя любимая игрушка"
Родители вспоминают
их любимую игрушку: как называлась и где она сейчас.
Вопрос для
анализа: "Какие чувства вызвали воспоминания?".
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2024
Дата обновления: 22.11.2024
Дата публикации: 18.09.2024