18.03.2022
30.07.2021
Признаки поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей:
- утомленный, сонный вид,
- санитарно-гигиеническая запущенность,
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания,
- задержка роста, в речевом, психо-моторном развитии,
- привлечение внимания любым способом
- проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием,
- ребенок не ухожен, одет не по сезону и не по погоде, грязная рваная одежда. На замечания воспитателя по поводу внешнего вида родители не реагируют,
- родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде, родители нигде не работают, не состоят на учете пот безработице и не имеют постоянного источник дохода,
- ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются,
- при посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам,
- характер взаимоотношения в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: драки, аморальный образ жизни родителей.
Признаки, позволяющие заподозрить применение физического насилия над ребенком:
1. Внешний вид ребенка и характер травм:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
2. Возраст 3-6 лет:
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
- пассивная реакция на боль;
- болезненное отношение к замечаниям, критике;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- жестокое отношение к животным;
- лживость, воровство;
- склонность к поджогам.
3. Поведение родителей или попечителей:
- противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;
- несвоевременное обращение за медицинской помощью;
- инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).
Признаки, позволяющие заподозрить применение эмоционального насилия:
1. Психическое состояние и физическое развитие ребенка:
- задержка физического и умственного развития;
- энурез;
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва - желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
2. Поведение ребенка:
- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита.
3. Поведение взрослых
- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
- постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;
- негативная характеристика ребенка;
- отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
4. Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка - признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенка;
- частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;
- повторные случайные травмы или отравления;
- постоянный голод и (или) жажда;
- кража пищи;
- требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатия;
5. Агрессивность и импульсивность.
6. Особенности внешнего вида ребенка, характер травм, психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
- заболевания, передающиеся половым путем,
- повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
- резкие изменения веса;
- психосоматические расстройства;
- страхи, ночные кошмары;
- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.