Приложение 6 к Учетной политике Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств 1. Организация проведения инвентаризации 1.1. Целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества, сопоставление с данными учета и проверка полноты и корректности отражения в учете обязательств. 1.2. Количество инвентаризаций, дата их проведения, перечень активов и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются отдельным распорядительным актом руководителя, кроме случаев, предусмотренных в п. 81 СГС "Концептуальные основы". 1.3. Для осуществления контроля, обеспечивающего сохранность материальных ценностей и денежных средств, помимо обязательных случаев проведения инвентаризации в течение отчетного периода может быть инициировано проведение внеплановой инвентаризации. 1.4. Распорядительным актом о проведении инвентаризации является решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439). В решении (ф. 0510439) указываются: - основания проведения инвентаризации; - объекты инвентаризации; - сроки проведения инвентаризации; - дата, на которую проводится инвентаризация; - состав инвентаризационных комиссий (рабочих инвентаризационных комиссий); - ответственные лица, в отношении которых проводится инвентаризация; - место проведения инвентаризации. 1.5. Членами комиссии могут быть должностные лица и специалисты, которые способны оценить состояние имущества и обязательств. Кроме того, в инвентаризационную комиссию могут быть включены специалисты, осуществляющие внутренний контроль. 1.6. Председатель инвентаризационной комиссии перед началом инвентаризации готовит план работы, проводит инструктаж с членами комиссии и организует изучение ими законодательства РФ, нормативных правовых актов по проведению инвентаризации, организации и ведению учета имущества и обязательств, знакомит членов комиссии с материалами предыдущих инвентаризаций, ревизий и проверок. До начала проверки председатель инвентаризационной комиссии обязан завизировать последние приходные и расходные документы и сделать в них запись "До инвентаризации на "(дата)". После этого должностные лица отражают в регистрах учета указанные документы, определяют остатки инвентаризируемого имущества и обязательств к началу инвентаризации. 1.7. Ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят. Их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным. С ответственных лиц члены инвентаризационной комиссии обязаны взять расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы для отражения в учете или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. 1.8. Фактическое наличие имущества при инвентаризации проверяют путем подсчета, взвешивания, обмера. Для этого руководитель должен предоставить членам комиссии необходимый персонал и механизмы (весы, контрольно-измерительные приборы и т.п.). 1.9. Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях (актах). Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность оформления материалов. Для каждого вида имущества оформляется своя форма инвентаризационной описи. 1.10. Инвентаризационные описи составляются не менее чем в двух экземплярах отдельно по каждому месту хранения ценностей и ответственным лицам. Указанные документы подписывают все члены инвентаризационной комиссии и ответственные лица. В конце описи ответственные лица делают запись об отсутствии каких-либо претензий к членам комиссии и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Данная запись также подтверждает проведение проверки имущества в присутствии указанных лиц. Один экземпляр передается для отражения записей в учете, а второй остается у ответственных лиц. 1.11. На имущество, которое получено в пользование, находится на ответственном хранении, арендовано, составляются отдельные описи (акты). 2. Обязанности и права инвентаризационной комиссии и иных лиц при проведении инвентаризации 2.1. Председатель комиссии обязан: - быть принципиальным, соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность; - определять методы и способы инвентаризации; - распределять направления проведения инвентаризации между членами комиссии; - организовывать проведение инвентаризации согласно утвержденному плану (программе); - осуществлять общее руководство членами комиссии в процессе инвентаризации; - обеспечивать сохранность полученных документов, отчетов и других материалов, проверяемых в ходе инвентаризации. 2.2. Председатель комиссии имеет право: - проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом инвентаризации, с учетом ограничений, установленных законодательством; - давать указания должностным лицам о предоставлении комиссии необходимых для проверки документов и сведений (информации); - получать от должностных и ответственных лиц письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения инвентаризации, копии документов, связанных с осуществлением финансовых, хозяйственных операций объекта инвентаризации; - по согласованию с руководителем привлекать должностных лиц к проведению инвентаризации; - вносить предложения об устранении выявленных в ходе проведения инвентаризации нарушений и недостатков. 2.3. Члены комиссии обязаны: - быть принципиальными, соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность; - проводить инвентаризацию в соответствии с утвержденным планом (программой); - незамедлительно докладывать председателю комиссии о выявленных в процессе инвентаризации нарушениях и злоупотреблениях; - обеспечивать сохранность полученных документов, отчетов и других материалов, проверяемых в ходе инвентаризации. 2.4. Члены комиссии имеют право: - проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом инвентаризации, с учетом ограничений, установленных законодательством; - ходатайствовать перед председателем комиссии о предоставлении им необходимых для проверки документов и сведений (информации). 2.5. Руководитель и проверяемые должностные лица в процессе контрольных мероприятий обязаны: - предоставить инвентаризационной комиссии оборудованное персональным компьютером помещение, позволяющее обеспечить сохранность переданных документов; - оказывать содействие в проведении инвентаризации; - представлять по требованию председателя комиссии и в установленные им сроки документы, необходимые для проверки; - давать справки и объяснения в устной и письменной форме по вопросам, возникающим в ходе проведения инвентаризации. 2.6. Инвентаризационная комиссия несет ответственность за качественное проведение инвентаризации в соответствии с законодательством РФ. 2.7. Члены комиссии освобождаются от выполнения своих функциональных обязанностей по основной занимаемой должности на весь срок проведения инвентаризации. 3. Имущество и обязательства, подлежащие инвентаризации 3.1. Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также все виды обязательств, в том числе: - имущество и обязательства, учтенные на балансовых счетах; - имущество, учтенное на забалансовых счетах; - другое имущество и обязательства в соответствии с распоряжением об инвентаризации. Фактически наличествующее имущество, не учтенное по каким-либо причинам, подлежит принятию к учету.