26.01.2023
Результаты ежегодного логопедического обследования показывают, что даже у детей старшего дошкольного возраста с нормальным звукопроизношением часто отмечается недостаточный словарный запас. Это выражается в незнании значения многих слов, в неправильном их употреблении.
Хотелось бы остановиться на одном из приёмов быстрого обогащения словаря – словообразовании родственных слов, который помогает также развивать логическое мышление, «чувство языка», память ребёнка, осознать состав слова, что очень пригодиться при обучении в школе. Ведь школьникам для правильного написания нужно быстро подобрать однокоренное проверочное слово.
Важно помнить: занятия с ребёнком дошкольного возраста по данной теме нужно проводить в виде игр с использованием наглядного и стихотворного материала, обязательно нужно мотивировать, похвалить дошкольника за стремление узнать что-то новое. Необходимо выделить голосом, подчеркнуть родственные слова, чтобы ребёнок мог их почувствовать и назвать.
Предлагаю познакомиться с некоторыми стихотворными упражнениями Е.А. Алябьевой, которые помогают детям научиться выделять родственные слова. Данные стихи хорошо воспринимаются дошкольниками, доступны их пониманию:
Снегурочка
Снегурочка в лесу жила,
Снежки готовила с утра,
Снежинок в хоровод звала
И в гости снегирей ждала,
Чтобы в заснеженном лесу
Увидеть зореньки красу.
Под снегопадом танцевала,
Подснежник снегом укрывала,
Чтоб до весны он не замерз
И радость людям всем принес.
Где живёт мороз?
Летом мороз в морозилке живет.
Там он морозного утречка ждет.
Чтоб не растаять, мороженое ест,
А на закуску — лед, ягоды есть.
Ледокол
Не страшны ему и льдины,
Он их носом вмиг раздвинет.
Путь ледовый он проложит,
Кораблям пройти поможет.
Представляю Вашему вниманию несколько игр на образование родственных слов.
Посуда, в которую наливают суп – … (супница)
Посуда, где хранят хлеб, – … (хлебница)
Посуда, в которую кладут салат, – … (салатница)
Посуда для сухарей, – … (сухарница)
Посуда, в которую насыпают сахар, – … (сахарница)
Д/И игра «Кто, где живёт?»
В Японии живёт …(японец)
В Индии живёт.. (индиец)
В горах живёт ….. (горец)
В Америке живёт… (американец)
В Европе живёт… (европеец)
Д/И «Кто что делает?»
Продаёт … (продавец)
Борется… (борец)
Хитрит всё время…(хитрец)
Плавает на соревновании… (пловец)
Д/И «Назови родственное слово по данному объяснению»
Из крана капает…. (вода)
Починить кран приходит … (водопроводчик)
Сказочный герой, живущий под водой….. (Водяной)
Он работает под водой……. (водолаз)
Автомобиль, который возит воду …… (водовоз)
Вода, падающая с высоты ….. (водопад)
Надеюсь, что в процессе совместных игр с детьми у них обогатится
словарный запас, сложится привычка задумываться над значением слова, что
поможет им грамотно писать во время школьного обучения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.01.2023
Дата обновления: 26.01.2023
Дата публикации: 26.01.2023