Давайте поиграем с родственными словами

26.01.2023

     Результаты ежегодного логопедического обследования показывают, что даже у детей старшего дошкольного возраста с нормальным звукопроизношением часто отмечается недостаточный словарный запас. Это выражается в незнании значения многих слов, в неправильном их употреблении. 

     Хотелось бы остановиться на одном из приёмов быстрого обогащения словаря – словообразовании родственных слов, который помогает также развивать логическое мышление, «чувство языка», память ребёнка, осознать состав слова, что очень пригодиться при обучении в школе. Ведь школьникам для правильного написания нужно быстро подобрать однокоренное проверочное слово. 

     Важно помнить: занятия с ребёнком дошкольного возраста по данной теме нужно проводить в виде игр с использованием наглядного и стихотворного материала, обязательно нужно мотивировать, похвалить дошкольника за стремление узнать что-то новое. Необходимо выделить голосом, подчеркнуть родственные слова, чтобы ребёнок мог их почувствовать и назвать. 

Предлагаю познакомиться с некоторыми стихотворными упражнениями Е.А. Алябьевой, которые помогают детям научиться выделять родственные слова. Данные стихи хорошо воспринимаются дошкольниками, доступны их пониманию: 


Снегурочка 

Снегурочка в лесу жила, 

Снежки готовила с утра, 

Снежинок в хоровод звала 

И в гости снегирей ждала, 

Чтобы в заснеженном лесу 

Увидеть зореньки красу. 

Под снегопадом танцевала, 

Подснежник снегом укрывала, 

Чтоб до весны он не замерз 

И радость людям всем принес.


Где живёт мороз? 

 Летом мороз в морозилке живет. 

 Там он морозного утречка ждет. 

Чтоб не растаять, мороженое ест, 

 А на закуску — лед, ягоды есть.


Ледокол 

 Не страшны ему и льдины

 Он их носом вмиг раздвинет. 

 Путь ледовый он проложит, 

Кораблям пройти поможет.


Представляю Вашему вниманию несколько игр на образование родственных слов. 


Д/И «Наведи порядок» Хочу такой сайт

Посуда, в которую наливают суп – … (супница) 

Посуда, где хранят хлеб, – … (хлебница) 

Посуда, в которую кладут салат, – … (салатница) 

Посуда для сухарей, – … (сухарница) 

Посуда, в которую насыпают сахар, – … (сахарница) 


Д/И игра «Кто, где живёт?» 

В Японии живёт …(японец) 

В Индии живёт.. (индиец) 

В горах живёт ….. (горец) 

В Америке живёт… (американец) 

В Европе живёт… (европеец) 

Д/И «Кто что делает?» 

Продаёт … (продавец) 

Борется… (борец) 

Хитрит всё время…(хитрец) 

Плавает на соревновании… (пловец) 


Д/И «Назови родственное слово по данному объяснению» 

Из крана капает…. (вода) 

Починить кран приходит … (водопроводчик) 

Сказочный герой, живущий под водой….. (Водяной) 

Он работает под водой……. (водолаз) 

Автомобиль, который возит воду …… (водовоз) 

Вода, падающая с высоты ….. (водопад) 


Надеюсь, что в процессе совместных игр с детьми у них обогатится словарный запас, сложится привычка задумываться над значением слова, что поможет им грамотно писать во время школьного обучения.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.01.2023

Дата обновления: 26.01.2023

Дата публикации: 26.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».