29.01.2023
Развитие речи ребёнка на первом году жизни.
( Отметьте основные моменты в развитии речи ребёнка)
Когда ребёнок начал гулить, лепетать?
С какого возраста он начал понимать речь взрослых? (На вопрос? «Где папа?»- отыскивает взглядом взрослого или предмет; выполняет простые задания: даёт мишку, хлопает в ладоши.)
Когда произнёс первые слова и какие?
Сколько слов (и какие) говорит ребёнок к концу первого года жизни?
Какие звуки произносит достаточно отчетливо, а какие произносит , но не всегда верно?
У ребёнка второго года жизни проверьте:
Может ли он ответить на простые вопросы, выполнить несложные поручения (например, взять со стола ложку, отнести её на кухню и т.д.)?
Легко ли он повторяет за взрослыми слова, небольшие фразы?
Какие звуки ребёнок произносит отчетливо, достаточно ясно. Какие не всегда четко?
Из какого количества слов ребёнок строит предложения?
Как часто ребёнок вступает в общение со взрослыми (с другими детьми) по собственной инициативе?
Эти наблюдения помогут вам установить, на какие стороны речи ребёнка надо обратить особое внимание.
У ребёнка четвёртого года жизни проверьте:
Какие трудности испытывает он при пересказывании художественных произведений, из какого количества слов строит фразы?
Насколько точно передаёт содержание прочитанных текстов. Пользуется ли интонационными средствами выразительности, умеет ли самостоятельно составить рассказ по картинке?
Какие звуки произносит неверно, какими звуками заменяет те, которые не может произнести, например звук «ш» заменяет звуком «с», а звук «р»- звуком «л»?
Может ли говорить тихо, шепотом, изменять темп речи?
У ребёнка пятого года жизни проверьте:
Всегда ли он очно по смыслу употребляет слова в своей речи, как часто пользуется помимо имён существительных, прилагательных и глаголов другими частями речи( наречиями, местоимениями), достаточно ли полно даёт описание знакомых ему игрушек, предметов?
Может ли достаточно полно дать описание картинки, предмета?
Какие звуки произносит недостаточно отчетливо и неправильно? Достаточно ли внятно и правильно произносит слова и фразы?
Различает ли на слух близкие по звучанию или по произношению звуки, например, «ш» и «ж», «л» и «р»? Как ребёнок оценивает на слух громкость и скорость речевых высказываний в чужой речи? Как узнает определенные звуки в словах, как, например выделяет из группы те, которые включают звуки «с» или «ш»?
Умеет ли пользоваться своим голосовым аппаратом: говорить достаточно громко в повседневном общении, говорить тихо или шепотом в необходимых ситуациях? Нет ли отклонений в темпе речи?
Умеет ли при пересказывании сказок, рассказов, при чтении стихов наизусть пользоваться интонационными средствами выразительности?
У ребёнка шестого-седьмого года жизни проверьте:
Насколько полно и точно он даёт описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребёнок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания?
Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми?
Может ли по картинке самостоятельно придумать начало и конец рассказа; самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно, последовательно передаёт их содержание?
Какие допускает грамматические ошибки в речи – правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.01.2023
Дата обновления: 29.01.2023
Дата публикации: 29.01.2023