02.07.2023
Аббревиатура
«ПМПК» (психолого-медико-педагогическая комиссия) иногда пугает родителей
и заставляет их тревожиться за будущее ребенка. Между тем
главная задача комиссии — обследовать детей, испытывающих трудности
в обучении, подобрать образовательную программу с учетом
их особенностей и в конечном счете помочь им адаптироваться
в обществе.
Задача комиссии — подобрать оптимальный
образовательный маршрут.
Кто
и когда может отправить ребенка на ПМПК?
Обследование ребенка на ПМПК может быть проведено как по инициативе
родителей (законных представителей), если они полагают, что у ребенка есть
препятствия к освоению программы, так и по направлениям
образовательной организации, которую посещает ребенок, либо медицинской
организации, в которой он наблюдается.
Обследование на ПМПК может понадобиться
и при оформлении инвалидности — в этом случае ребенка направляет
бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Прохождение ПМПК — дело бесплатное
и добровольное, поэтому родители сами решают, нужна ли им эта
услуга.
Первый шаг к прохождению комиссии — подготовка комплекта документов.
В первую очередь это паспорта родителей и свидетельство о рождении (паспорт) ребенка с копией. Законные представители обязательно должны предоставить документ о назначении их опекуном или попечителем и его копию.
Кроме того, потребуется заполнить заявление о проведении обследования (если инициатива исходит от родителей) или согласие, если на ПМПК направляют образовательная, медицинская организации или МСЭ. Бланк заявления выдает председатель комиссии, он же поможет его заполнить.
Еще один документ — выписка из медицинской карты с заключениями врачей, которую вам выдаст учитель-логопед в вашем детском саду. Потребуются еще педагогическая характеристика, представления педагога-психолога и учителя-логопеда, выданная образовательной организацией. О других дополнительных документах вам расскажут учителя-логопеды вашего детского сада. Они же выдадут вам памятку с последовательностью действий и адресом и телефоном ПМПК.
В состав комиссии входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-психиатр. Все они могут сидеть как за одним столом, так и за разными — в таком случае ребенок общается с каждым из них по очереди, отвечая на вопросы и выполняя различные задания. Педагоги и врачи, наблюдая за происходящим, имеют возможность участвовать в обследовании, задавая ребенку вопросы.
Учитель-дефектолог определяет зону актуального и ближайшего развития ребенка.
Педагог-психолог оценивает поведение и характер общения, высшие психические функции, учитель-логопед — уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.
В состав комиссии также входит врач-психиатр, именно он изучает выписку из медицинской документации ребенка.
Если у малыша есть проблемы со слухом или зрением, в состав комиссии также могут входить тифло- и сурдопедагог, врач-офтальмолог, врач-сурдолог и оториноларинголог (ЛОР), однако такие узкопрофильные специалисты есть не в каждой комиссии. В таком случае необходимо представить заключение или результаты обследования у этих врачей.
Продолжительность обследования зависит от его задач и общего состояния ребенка; в среднем оно занимает от получаса до полутора часов. Бывают случаи, когда комиссия может принять решение о дополнительном обследовании в другой день.
Как проходит обследование?
Вопросы и задания на ПМПК могут быть самыми разными — это зависит от возраста ребенка, его особенностей и задач, которые стоят перед специалистами ПМПК, поэтому процедура в каждом случае индивидуальна.
Ближний круг
Как правило, ребенка просят рассказать о себе, своей семье, друзьях и о доме: кого как зовут, кем работают родители, сколько лет самому ребенку, его братьям и сестрам. Могут попросить рассказать, в какие игры он или она играет с друзьями и как проводит время с мамой и папой. Другие частые вопросы — имена воспитателей, клички домашних питомцев. Это могут быть и общие вопросы о доме, где живет ребенок: сколько комнат, для чего они предназначены, что делают на кухне или в ванной.
Знания о мире
Другой тип вопросов касается окружающего мира: что делают днем и ночью, по будням и выходным, как обычно проходит день, чем животные отличаются от растений, какие бывают профессии. Здесь выясняется способность ребенка сопоставлять и сравнивать: больше и меньше, раньше и позже, длинное и короткое, живое или неживое. Также с помощью уточняющих вопросов члены комиссии могут выяснить, знает ли ребенок цвета, форму предметов, их взаиморасположение (на столе или под столом, стоит или лежит, и так далее).
Логика и память
Кроме того, могут быть задания на логику. Например, перед ребенком могут разложить карточки с изображением предметов и попросить объединить их по какому-либо признаку или убрать лишнее. Например, тарелка супа, помидор и конфета — еда, а машинка здесь будет лишней. Также наверняка ребенку придется объяснить свой выбор.
Следующий тип заданий — на проверку памяти: члены комиссии называют несколько слов и затем просят повторить их в том же порядке, раскладывают картинки или предметы, а затем перекладывают и просят показать, что изменилось.
Слова и действия
Во время выполнения всех этих заданий логопед анализирует речь ребенка: правильно ли ребенок строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов. Он может задать дополнительные вопросы: попросить объяснить значение каких-либо слов («Что такое лес?») или составить небольшой рассказ по картинкам.
Кроме того, ребенка могут попросить показать какое-либо действие («Покажи, как ты рисуешь», «Как ты надеваешь обувь?»), рассказать о своих желаниях (хочет есть, спать, в туалет, домой), чувствах (радость, усталость, интерес).
Важно, чтобы в день обследования ребенок хорошо себя чувствовал и был
настроен на работу. Лучше перенести дату обследования, если он болен.
Постарайтесь не волноваться сами и опишите ребенку предстоящее событие как
большую игру, где надо выполнить много интересных заданий.
Внимательно выслушайте рекомендации специалистов и запишите важную
информацию. Не стесняйтесь задавать вопросы, выяснять смысл терминов и уточнять
непонятные моменты. После обследования важно похвалить ребенка, даже если его
результаты не совпали с вашими ожиданиями. Ни в коем случае не ругайте ребенка,
не критикуйте его. Поверьте, для него это намного более сложное испытание, чем
для вас.
По итогам обследования комиссия готовит заключение, которое содержит
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в
физическом или психическом развитии и о наличии, либо отсутствии необходимости
создания специальных условий при получении ребенком образования. В заключении
могут содержаться следующие рекомендации: по какой программе обучать ребенка, как
создать ему доступную среду, нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия
или занятия с логопедом, дефектологом или психологом (и какие именно), у каких
врачей наблюдаться.
Родители получают на руки копию заключения ПМПК. Это важный документ в
жизни ребенка. Он подтверждает право на обеспечение указанных в нем специальных
условий при получении образования.
Как
обжаловать решение комиссии?
Родители (законные представители) ставят на заключении свою подпись — это
подтверждение того, что ребенок прошел комиссию в их присутствии, родитель
ознакомлен с заключением ПМПК и получил его копию на руки. Заключение комиссии
ПМПК носит рекомендательный характер: родители не обязаны следовать
рекомендациям специалистов и могут их обжаловать.
При несогласии с выводами территориальной комиссии можно обратиться в
комиссию высшего уровня (центральную) для повторного обследования. Бывает, что
и сама территориальная комиссия в сложных диагностических случаях может
порекомендовать обратиться в центральную ПМПК.
В любом случае не стоит игнорировать рекомендации
ПМПК, даже если вы не согласны с ее выводами, особенно когда ребенок еще
дошкольник. Своевременная диагностика выявляет особые образовательные
потребности ребенка, а помощь специалистов — это возможность подготовить его к
жизни в обществе и дать необходимый запас знаний, умений и навыков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.07.2023
Дата обновления: 02.07.2023
Дата публикации: 02.07.2023