У ребенка дизартрия. Чем я могу ему помочь?

23.04.2024


Дизартрия - это нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы. За сложным определением скрывается простое объяснение: нервный импульс, передающий команды от головного мозга к началу действий мышцам губ, языка, мягкого неба до мышц, частично теряется в пути, доходит с большим опозданием и искаженно, что не может не влиять на качество речи в целом и звукопроизношения в частности).

Проблема не ограничивается неправильной речью: мимика детей данной группы часто бедна, мышцы лица скованны. Отмечается нарушение просодики – ребенок плохо контролирует силу и высоту голоса, интонационное оформление речи бывает несовершенным.

Часто родителей также тревожит неуклюжесть детей, неразвитость общей и мелкой моторики. Простые повседневные действия становятся затруднительными для малыша – он не может аккуратно пользоваться столовыми приборами, самостоятельно застегнуть пуговицы или завязать шнурки (повсеместное использование застежек-липучек только маскирует проблему, но не решает ее). Ребенок уклоняется от занятий танцами и физкультурой, плохо бегает и прыгает.

Основные причины, вызывающие дизартрию, таятся в патологиях протекания беременности и родов. Это

  • длительные токсикозы
  • кислородное голодание плода
  • инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в первом триместре)
  • затяжные или стремительные роды
  • стимуляция родовой деятельности и многое другое.

Симптомы дизартрии могут проявляться ярко или смазано, неявно в зависимости от степени тяжести речевого нарушения.

При легкой степени тяжести дефекты произношения не мешают окружающим понимать речь малыша. Средняя степень нарушения обусловлена значительной потерей четкости и внятности речи. Если то, что говорит ребенок, практически непонятно даже близким людям из-за грубого дефекта произносительной стороны, мы говорим о тяжелой степени заболевания.

Тяжелая степень речевой патологии нередко сопровождает выраженные моторные нарушения, в частности детский церебральный паралич.

Для получения положительного результата в коррекции дизартрии необходимы содружественные скорректированные усилия нескольких специалистов — логопеда, невролога, врача-физиотерапевта, что обусловлено изначальным органическим поражением центральной нервной системы ребенка.

К сожалению, «волшебной таблетки для речи» не существует. Невролог индивидуально сможет подобрать препараты, способствующие лучшему питанию клеток мозга и улучшению моторики ребенка, в том числе и артикуляционной.

Комплекс врачебной терапии дизартрических расстройств нацелен на развитие и коррекцию крупной и мелкой моторики и включает в себя непосредственно медикаментозное лечение и блок физиопроцедур (массаж, аппаратная коррекция).

Родителям посильно аккуратно проводить простой массаж лица, губ и языка ребенка. Основные приемы — разглаживание и пощипывание лица, легкое массирование губ.

Полезно также совместить ежедневную процедуру чистки зубов с самомассажем лица и языка. Приучите ребенка разглаживать и похлопывать язычок с помощью обратной (резиновой) стороны зубной щетки.

Еще до начала полноценных логопедических занятий можно и нужно заниматься разработкой мышц речевого аппарата ребенка. Для этого мы используем простую артикуляционную гимнастику. Ее базовый комплекс направлен на обучение ребенка произвольному выполнению определенных движений губами и языком - «улыбочка», «трубочка», «часики» и многие другие.Хочу такой сайт

В качестве удачного пособия для родителей хотелось бы упомянуть «Артикуляционную гимнастику» Е.М.Косиновой. Книга составлена таким образом, что упражнения подобраны по степени сложности, подкреплены красочными иллюстрациями для детей и фотографиями и текстовыми описаниями для родителей.

Гимнастику нужно выполнять перед зеркалом ежедневно, уделяя тренировке 10-15 минут.

Для улучшения моторики мышц языка подключите «сладкие» упражнения. Предложите ребенку «приклеить» и подержать какое-то время монпансье к уголку рта или к верхней губе. Пусть малыш прорисует заданную фигуру (круг, треугольник, букву) по джему/сгущенке/йогурту, тонким слоем размазанным по тарелке.

«Развивай пальчики — разовьешь речь», «речь ребенка на кончиках пальцев»...Улучшая мелкую моторику малыша, мы развиваем и речевую моторику тоже. Все дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за тонкие движения пальцев, расположены рядом с «речевыми». При воздействии на одну зону, «откликается» и другая.

Для развития мелкой моторики рук подходит пальчиковая гимнастика, а также повседневное использование мелких бытовых предметов (застегнем пуговички, соберем соринки с ковра и скрепки со стола, завяжем шнурки). От фантазии родителей зависит организация специальных игр («Золушка» перебирает из общей чашки горох и фасоль, «мальчик-с пальчик» строит дорожку из спичек и т.д.). Положительно влияют на развитие мелкой моторики ребенка рисование, лепка, аппликация, использование мозаики и конструктора с мелкими деталями.

Старайтесь не превращать упражнения в «уроки», играйте с малышом.

И конечно, родители не должны заниматься коррекцией звукопроизношения самостоятельно. Это может привести к усугублению проблемы. Задача близких взрослых — выполнять рекомендации учителя-логопеда и осуществлять контроль за речью ребенка.

При соблюдении всего вышеизложенного речь ребенка исправится. Успехов Вам и Вашему малышу! Говорите красиво!

(интернет- источник сайт "Логопед дома"

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.04.2024

Дата обновления: 23.04.2024

Дата публикации: 23.04.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».